На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Молотков
    И вдарить по странам НАТО нужно превентивно. А желательно и по территории США, например из Никарагуа или из Венесуэлы...Выяснилось, куда ...
  • Юрий Ильинов
    Американский экономист заявил, что военная помощь США Украине приведет к гибели десятков тысяч человек Новый пакет по...Выяснилось, куда ...
  • yumashev
    Главное, что в Новороссии сохранились кадры предприятий. Есть кому работать сразу без дополнительного обучения и заво...НОВАЯ РОССИЯ: БОЛ...

Тейбл-Маунтин

Тейбл-Маунтин

Чтобы понять историческую ситуацию, нужно разбираться в геологии. В случае золотоносного района возраст самых молодых коренных пород насчитывает примерно 55 миллионов лет. В разные периоды времени после их образования в результате извержения вулканов поверх них возникали разнообразные лавы, напластования, возраст которых может быть точно установлен. Возраст самих золотоносных речных наносов, лежащих поверх коренной породы, но под напластованиями лавы, датируется в диапазоне от 33 до 55 миллионов лет.
Те золотоискатели, которые вели добычу в пределах какого-то одного геологического места, а не просто смывали все подряд без разбора, были способны лучше распознать источник происхождения какого-либо артефакта. Они могли уверенно датировать любую находку, которая могла бы им встретиться в этом древнем слое, – любую находку, которая когда-то очень давно была унесена рекой. Или выброшена на ее берег.
Одним таким местом, получившим известность за свои артефакты, была гора Тейбл-Маунтин в графстве Туолемне, штат Калифорния, на западной окраине Йосемитского национального парка...
Вершина этой горы представляет собой огромную шапку застывшей лавы, возрастом в 9 миллионов лет. Под этой шапкой и другими слоями горных пород залегают золотоносные пласты, часть из которых лежит сразу же поверх древнего скального основания.
Годы поисков золота создали там сеть шахт. Некоторые были прорезаны на сотни футов горизонтально в скальном основании, а затем стволы шахты уходили вертикально вверх в нижние залежи золотоносных пород. Другие шахты шли под углом вниз от склона горы в верхние слои тех же залежей.
Все артефакты были обнаружены внутри этих пластов доисторического, плотно спрессованного песка. Вначале рудокопы наткнулись на наконечники копий, от шести до восьми дюймов в длину, черпаки с рукоятками и, что уж совсем удивительно, необычный предмет из сланца с желобками, который, похоже, был рукояткой для лука. Они также обнаружили камнедробительный инструмент и человеческую челюсть. Эти предметы относились к слою песка, возраст которого составлял от 33 до 55 миллионов лет. Весьма логично – и справедливо – заключить, что эти артефакты могли иметь сходный возраст.
Это бросает прямой вызов науке: рукотворные предметы, возраст которых насчитывает свыше 33 миллионов лет, не могут быть приняты академической наукой, которая игнорирует или забраковывает их. Но мы не должны.
Существует гораздо больше свидетельств подобного рода: один владелец прииска самолично нашел большую каменную ступку – использовавшуюся для измельчения зерна – в горизонтальном шахтном стволе на глубине 180 футов ниже поверхности земли, под шапкой лавы. В той же шахте был также найден фрагмент человеческого черепа.
В 1853 году в одной из шахт – из шурфа глубиной 125 футов ниже уровня поверхности – поднимали ковш золотоносного гравия. Внутри слоя гравия находился хорошо сохранившийся зуб мастодонта (мастодонт – вымершая разновидность слона) и шарик из белого мрамора, около полутора дюймов в длину и чуть более дюйма в диаметре. В нем имелось просверленное насквозь отверстие в четверть дюйма.
В 1858 году в стволе шахты – на глубине свыше шестидесяти футов ниже уровня поверхности и на расстоянии около 300 футов в глубь горы – был найден каменный топор. Его длина составляла около шести дюймов, а его острый край был четыре дюйма в ширину. В нем было просверлено отверстие для насадки деревянного топорища. Поблизости был обнаружен ряд каменных ступок.
И еще одна ступка, чуть более трех дюймов в диаметре, была найдена в 1862 году – на глубине 200 футов ниже уровня поверхности и на расстоянии около 1800 футов в глубь шахтного туннеля. Она была выдолблена из андезита, ближайший источник которого залегал в 100 милях от этого места.
Через семь лет среди авторов подобных находок появился крупный специалист в этой области. Кларенс Кинг, известный и весьма уважаемый американский геолог, являлся директором федеральной службы инспекции 4-й параллели. В 1869 году он занимался геологией Тейбл-Маунтин. В одной из частей горы неподалеку от вулканической шапки он заметил, что недавнее наводнение обнажило в некоторых местах залегавший под ней слой гравия. Он занялся поисками ископаемых, однако во время этого внимательного инспектирования ему попалась на глаза часть каменного пестика, прочно застрявшая в плотном, твердом песке. Когда пестик извлекли наружу, в том месте, где он находился в породе, остался его четкий слепок. У Кинга не было ни малейшего сомнения, что пестик пролежал здесь столько же, сколько и сам гравий, многие миллионы лет.
Кинг слыл опытным геологом; невозможно было сомневаться в возрасте пласта горной породы – свыше 9 миллионов лет, – в котором он нашел этот пестик, и тем не менее найденный им предмет был рукотворным. Ныне он находится в Смитсоновском институте, эксперт которого признал, что этот пестик несомненно представляет для науки проблему. Однако он весьма честно признался, что этот-то артефакт «вероятно, не получится так легко списать со счета».

Каменные ступка и пестик, найденные в...
Каменные ступка и пестик, найденные в 1877 году под горой Тейбл-Маунтин управляющим шахтой

Тейбл-Маунтин
В 1877 году вновь были найдены артефакты под Тейбл-Маунтин в нижних слоях гравия – на расстоянии фута с чем-то от бедрока, подстилающей породы. Однажды днем во время выемки грунта, проводившейся с целью установить бревенчатые подпорки на расстоянии 1400 или 1500 футов от входа в туннель, управляющий рудником обнаружил несколько обсидиановых наконечников копий, каждый по десять дюймов в длину.
Заинтригованный находкой, управляющий провел дополнительный осмотр места и в нескольких шагах от него обнаружил каменную ступку. Вскоре после этого он нашел еще одну – в этот раз вместе с каменным пестиком. Позже управляющий сообщил исследователям, что не было никаких признаков того, чтобы гравийный пласт мог быть потревожен раньше или имелось какое-то отверстие, через которое эти предметы мог бы положить туда шутки ради кто-нибудь из рудокопов. Место находки – в нижнем золотоносном слое песка у скального основания горы – указывает на возраст от 33 до 55 миллионов лет. Именно эти находки и стали темой доклада, прочитанного на заседании Американского геологического общества в 1891 году; геолог сопроводил его комментарием:

«Лично меня больше устроило, если бы я сам выкопал эти орудия, однако я не могу отыскать никакой причины, почему утверждение должно быть менее достоверным свидетельством для остального мира, чем мое собственное. Он не менее, чем я, способен опознать какую-либо трещину на поверхности или какие-либо древние выработки, которые рудокоп распознает моментально и которых всегда страшится».


Уже одних выработок в руднике Тейбл-Маунтин остаточно, чтобы поставить науку перед неразрешимыми загадками, однако и в рудниках, находящихся в других местах, были обнаружены предметы, которые точно так же указывали на очень древнее их происхождение. К примеру, недалеко от городка Сан-Адреас – на глубине 144 футов от поверхности – было найдено немало каменных ступок и других артефактов неопределенного назначения. Все они находились в слое породы, чей возраст насчитывает 5 миллионов лет. В еще по меньшей мере двадцати шести местах горной выработки встречались каменные ступки, а иногда и пестики – некоторые в слоях пород, возраст которых насчитывает по крайней мере 23 миллиона лет.
Ученым необходимо взглянуть в лицо весьма прискорбному для них факту: к концу девятнадцатого столетия из геологических пластов огромной древности были извлечены буквально сотни артефактов, имеющих очень внушительный возраст. Неужели все эти артефакты можно забраковать как какие-то подделки или списать как ошибки любителей? Или как неправильно идентифицированные предметы более поздних времен? На самом деле опытный рудокоп, следящий день за днем за продвижением работы, для собственной безопасности выискивающий трещины или старые выработки, вероятно, является более компетентным специалистом, чем любой заезжий геолог.
Нелишне напомнить также, что многие важные для науки археологические находки были сделаны неквалифицированными дилетантами – в слоях пород, которые трудно датировать, или в обстоятельствах, которые позже трудно реконструировать. И, однако, они были признаны официальной наукой.
Один антрополог, которому Калифорнийский университет поручил в 1908 году изучить – и опровергнуть – притязания этих находок на достоверность, прямо и откровенно изложил официальную позицию. Он заявил, что эти останки прошлого «повлекли бы за собой необходимость отнести происхождение человеческой расы к чрезвычайно отдаленному геологическому периоду. А это противоречит всей истории организмов, которая учит, что млекопитающие возникли недавно».
Наука придерживается теории, что человек эволюционировал из приматов за 3–5 миллионов лет, начав свое существование примерно 6 или 7 миллионов лет назад. Все, что этому противоречит, отметается. Но так ли уж фантастично предположение, что эта эволюция скорее могла иметь место около 50 миллионов лет назад?
Или может статься, что даже эта датировка слишком поздняя?

Бейджент Майкл

=0=0=

Тайна замка Жизор

Замок Жизор

Замок Жизор — один из самых мощных, красивых и загадочных сооружений средневековой Европы. Он стоит на окраине одноименного города в Нормандии (63 км от Парижа) и в средние века являлся центром области Вексен. Эту древнюю крепость часто называют замком тамплиеров. Действительно, некоторое время Жизорский замок находился в руках тамплиеров. Впрочем, история его начинается гораздо раньше — в IX веке.

Замок Жизор

Река Эпт, на которой стоит замок, на протяжении нескольких столетий служила рубежом между французскими и английскими владениями в Нормандии. По обеим её сторонам было выстроено множество замков, наиболее важным из которых был Жизор. Он занимал стратегически важный пункт на вершине холма, господствующего над долиной Эпта. Через Жизор пролегали две дороги из Парижа в Руан: по реке и по суше.

Замок Жизор

Столь выгодно расположенный пункт вплоть до XV столетия оставался яблоком раздора. В 945 году французский король Людовик IV был вынужден отдать Жизор англичанам. В 1066 году другой французский король, Филипп I, отбил его у Вильгельма Завоевателя, но, увы, ненадолго. В 1087 году преемник Вильгельма Завоевателя, английский король Вильгельм II Рыжий полностью перестроил Жизор: насыпал искусственный холм высотой 14 метров и возвел на его вершине деревянные укрепления. В 1090 году новым владельцем замка стал рыцарь Тибо де Пайен — племянник Гуго де Пайена, основателя ордена тамплиеров. Так в первый раз судьба Жизора пересеклась с судьбой знаменитого ордена.

Замок Жизор

При Тибо де Пайене замок начал перестраиваться в камне. Холм был подсыпан и увеличен, на его вершине выросла внушительная восьмиугольная башня. Перестройкой руководил архитектор Роберт Беллем, которому помогал другой зодчий, Лефруа, много работавший по заказам тамплиеров. А в 1128 году, когда замок уже был готов, в нём побывал и сам основатель ордена тамплиеров — Гуго де Пайен. Рассказывают, что именно здесь, в Жизоре, знаменитый аббат Бернард Клервоский, сидя под сенью старинного вяза, собственноручно написал устав ордена тамплиеров.

Замок Жизор

За свою долгую жизнь замок повидал множество исторических персонажей, пережил неоднократное количество осад и стал участником разнообразных исторических событий.

В 1307 году начался разгром ордена тамплиеров. Французский король Филипп Красивый осуществил внезапную и хорошо подготовленную операцию против руководителей ордена. 29 ноября 1308 года в Жизор были привезены несколько тамплиеров высоких рангов. Они оставались здесь в заключении до 1314 года.

Замок Жизор

Об этом напоминает сегодня название входной башни замка — башня Узников. Хотя она и была серьёзно повреждена в годы Второй мировой войны, на стенах помещений второго и третьего яруса до сих пор сохранились надписи, оставленные заточёнными здесь тамплиерами.

 

Замок Жизор

 

В ходе Столетней войны замок неоднократно переходил из рук в руки. В 1419 году Жизор после трёхнедельной осады был захвачен войсками англичан, которые существенно перестроили замок. Реконструкция была главным образом направлена на то, чтобы средневековые укрепления могли устоять перед лицом нового грозного оружия — артиллерии. В 1449 году Карл VII вернул себе Нормандию вместе с Жизором, и с той поры замок уже не видел у своих стен чужих солдат. Впрочем, военное значение Жизора быстро сошло на нет: развитие артиллерии не оставило никаких шансов старинным твердыням. В 1599 году замок был исключён из списка французских крепостей.

 

Замок Жизор
Последнее приключение выпало на долю замка в 1944 году. Привлечённый слухами о зарытых в замке сокровищах тамплиеров, сторож Роже Ломуа в одну из ночей отправился раскапывать старый колодец, засыпанный землёй. Прокопав вглубь около 3 метров, он обнаружил боковую галерею, ответвлявшуюся от ствола колодца и уходившую куда-то в глубь холма. Попытку пробраться в неё едва не закончилась трагедией — произошёл обвал и Ломуа со сломанной ногой с большим трудом выбрался наверх.

 

Замок Жизор
Впрочем, это не остановило его, и, едва оправившись от травмы, Ломуа вместе со своим другом вновь отправился на поиски загадочного подземного хода. После нескольких дней непрерывных работ они на глубине 16 метров нашли пустую камеру размерами 4×4 метра, потом — ещё одну горизонтальную галерею, проложенную в толще холма. Ни одно из этих сооружений не было связано с какими-либо другими подземельями. История становилась всё более загадочной. Было ясно лишь то, что весь холм под замком Жизор пронизан какими-то подземными ходами и камерами. Но кто и с какой целью их построил?

Замок Жизор

В марте 1946 года Ломуа возобновил раскопки. Идя от конца обнаруженной им боковой галереи, ему удалось углубиться под землю на 21 метр. Здесь путь ему преградила каменная стена. Пробив в ней отверстие, Ломуа оказался в обширном подземелье. При свете фонаря он увидел, что это была настоящая старинная капелла романской архитектуры, длиной около 30 метров, шириной 9 метров и высотой 4,5 метра. В дальнем конце зала располагался каменный алтарь с балдахином над ним. Вдоль стен стояли статуи Христа и двенадцати апостолов.

Ломуа насчитал в часовне 19 каменных саркофагов длиной около 2 метров каждый и не менее 30 старинных сундуков, скорее даже комодов, стоящих на полу. Каждый из них имел длину около 2,5 метров, высоту 1,8 метра и ширину 1,6 метра. Вскрыть их Ломуа, по его словам, не сумел.

 

Роже Ломуа
Роже Ломуа

 

Поднявшись на поверхность, кладоискатель явился в мэрию и рассказал о своей необыкновенной находке, но ему не поверили. Никто из чиновников не решился спуститься под землю, чтобы удостовериться в правдивости рассказа смотрителя замка. Лишь два человека — родной брат Ломуа и один армейский офицер отправились по следам кладоискателя, но достичь капеллы они не сумели.

Замок Жизор

Между тем городские власти обвинили Ломуа в том, что своими самодеятельными раскопками он мог повредить фундаменты замка и нанести тем самым ущерб историческому памятнику. Ломуа был уволен. Однако он не оставлял своей мечты добраться до таинственной капеллы и в 1952 году сумел убедить двух богатых людей вложить деньги в это предприятие. Однако власти Жизора в обмен на разрешение вести поиски пожелали получить 80% сокровищ, если таковые удастся найти. При таких условиях предприятие не принесло бы никакой прибыли, поэтому инвесторы отказались финансировать его.

Замок Жизор

А что же клад тамплиеров? Действительно ли в недрах холма под Жизором скрывается таинственная капелла со скульптурами, саркофагами и загадочными сундуками? Ведь легенды утверждают, что именно здесь, под замком Жизор, с XIV века хранятся наиболее важные тайны и сокровища знаменитого ордена тамплиеров.

Замок Жизор

Существование подземных галерей под замком Жизор подтвердилось, найти же таинственный зал с сокровищами не удалось пока никому. Если эта капелла и существует, то она вряд ли может быть связана с орденом тамплиеров. Ведь замок находился во временном управлении рыцарей-храмовников лишь три года: с 1158 по 1161 год, и им не было никакого смысла укрывать что-либо в крепости, которая им не принадлежала. Но средневековая история Жизора и без тамплиеров была довольно бурной, и кто знает, может быть, действительно, кто-нибудь из его владельцев пожелал скрыть некую тайну в глубоких подземельях замка.

=0=0=

«Нашли в лесу землянки бандеровцев, кричали им вылезать, а они друг в друга начали стрелять»: как «истребки» охотились за украинскими националистами

Из интервью с Лысыком Степаном Васильевичем, проживавшим во Львовской области (2013 г.):

В комсомольской организации я с 1944 года, в партии с 1952-го. Я был першим (первым) секретарем одной из перших комсомольских организаций. Меня по окончанию семи классов выбрали. В 1946 году стал завотделом в райкоме комсомола. А бандеровщина тогда вокруг гуляла...

В Раделичах в 1947 году я окончил семь классов. Меня взяли завотделом организационно-комсомольской работы в райком комсомола. Катался по селам, везде организовывал комсомольские организации. Помогал становлению колхозов и партячеек. Время было непростое. Начались убийства активистов. Руководство решило создать в селе истребительный батальон. Я вступил не раздумывая.

— В боевых ситуациях довелось участвовать?

— А как же. Помню, мы выехали из района в село группой человек в 50. Истребки и партийцы — все вместе ехали по работе. Кто-то из местных жителей нас предупредил, что неподалеку есть бандеровцы. Молодые вооруженные хлопцы удрали из армии в лес к бандитам. Им сказали, какой мы дорогой поедем. Они сидели в засаде и нас поджидали. Мы устроили широкую облаву с собаками. Они удрали, но мы нашли их всех в лесу в землянке. Кричали им вылезать — бесполезно. Они в ответ начали стрелять. Тогда им в люк бросили три гранаты Ф-1… Вытащили двенадцать тел. Выяснилось, что часть из них стреляли друг в друга, чтобы не сдаваться. Убитые оказались молодыми парнями лет по 20, не больше. Одеты были как попало: в гражданском, в фуфайках, кто-то в форме… Единственное, что они все носили шапки, которые назывались «мазепинками». Изъяли много оружия, советского и немецкого. Больше всего было немецких автоматов и карабинов — их тогда запросто собирали на поле боя.

В основном с бандеровцами воевали специальные части. Повсюду стояли военные гарнизоны. Они проводили операции, а мы их поддерживали в этом деле, содействовали. Разработкой самих банд занимались офицеры МГБ, которые имели своих агентов в каждом селе. У нас на участке работал один капитан из МГБ.

— Как вы оцениваете бандеровцев?

— Они были, есть и будут изменниками украинского народа! Их суть: запроданцы и буржуазные националисты. Бандеровцы орудовали везде, они даже в Польшу забирались. Даже с югославскими партизанами сцепились. Какого х…я им там надо было, непонятно.

— В каком году осужденные бандеровцы стали возвращаться из лагерей?

— Кто когда. В 1960-х годах основная масса вернулась, отсидев 8–10 лет.

— Когда стало все успокаиваться?

— Где-то в 1950-х годах. Я ушел в армию. Служил под Бобруйском в Белоруссии. Был секретарем комсомольской организации батареи. Даже принимал участие в городской конференции комсомольцев в Бобруйске. Из армии вернулся домой в 1954-м. Тут уже все успокоилось: кого расстреляли, кого арестовали, кто сам вышел. Сталин в 1950-х годах три раза делал понижение цен. Я уже работал в колхозе. Жена была звеньевой, мы поженились с ней в 1959 году. Потом стал бригадиром. А в 1960-х годах мы стали колхозом-миллионером, и у нас уже за трудодни получали деньгами. Доярка получала в месяц 300–400 рублей. Это большие деньги, за год такого заработка можно было купить легковой автомобиль. Колхозный пастух, что пас скот, получал под 500 рублей, в зависимости от скота. В 1960-х годах уже шла мирная жизнь. Потом я работал председателем сельсовета.

— Степан Васильевич, мне поменять вашу фамилию в интервью?

— Нет, хлопчик. Пиши как есть. Мне перед односельчанами не стыдно. Я прожил жизнь по-честному. Никому зла не делал, работал на общее благо. Да и кому я такой старый сейчас нужен. А они… Они и раньше-то нам в спину стреляли, а уж сейчас тем более. Мне уже поздно бояться...

=0=0=

Велес. Цикл "Путешествия по Македонии"

Велес

Говорят, название этого города произошло от имени древнеславянского языческого бога Велеса. Картина здесь иная, чем в Скопье: в городе всего одна мечеть и 5 действующих православных храмов. По итогам недавнего опроса, из 55 тысяч жителей 85% считают себя православными. Местные жители рассказали, как в годы Второй Мировой войны Велес чудом был спасен от бомбардировок.

Неприятельских летчиков, искавших указанный на карте маленький городок, сбили с толку жилища велесцев. Дома с черепичными крышами, стоящие на горных склонах, при взгляде сверху произвели впечатление высотных зданий. Полагая, что под ними какой-то другой, большой город, пилоты направили самолеты со смертоносным грузом мимо.

Возможно, это просто легенда, но, может статься, чудесное спасение города от варварского разрушения связано с другой историей, произошедшей несколькими столетиями ранее. На окраине Велеса у самого подножия невысокой поросшей кустарником горы стоит монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского с храмом XII века. В XIV столетии, когда на Балканах хозяйничали турки, враждебно воспринимавшие православные святыни, над ним нависла угроза разрушения. И тогда прихожане доверху засыпали маленькую церковь землей, скрыв ее от враждебных глаз.

Лишь в XIX столетии некоему благочестивому местному жителю по имени Петр во сне явился великомученик Димитрий и повелел раскопать церковь. Беломраморное надгробие могилы этого Петра сейчас находится у самого входа в храм. Весьма вероятно, что жизнь и жилища велесцев в войну были сохранены Божиим Промыслом в память об их далеких предках, уберегших от поругания и разрушения Дом Божий.

Площадкой для выступления русских хоров стала церковь великомученика Пантелеимона. Она расположена на окраине города, на склоне горы, с которой весь Велес виден как на ладони. К храму ведет брусчатая дорога, петляющая в хаотичном лабиринте улочек между маленькими домиками с черепичной крышей, прижатыми друг к другу плотно, словно нанизанные на нитку бусины. Вечером, когда мы следовали по этому пути, все вокруг дышало умиротворенным спокойствием и простотой. Двери и окна домов гостеприимно распахнуты, на крылечках сидят, громко беседуя между собой, пожилые степенные домохозяйки, мимо них с криками носятся темноволосые малыши. На островках свободной от брусчатки земли роются табунки пестрых кур. Автобусу здесь никак не развернуться, поэтому участников концерта и велесцев, желавших его посетить, довозили из центра города к месту на такси, причем бесплатно. Крутой и извилистый путь машины преодолевали за считанные минуты, буквально взлетали в гору, умело лавируя в узких улочках.

К началу концерта храм полон, а в церковную ограду продолжают вливаться группы нарядно одетых мужчин и женщин, в том числе пожилых, которые ловко ступают по круглым камням на высоких каблуках. Чтобы так изящно сохранять равновесие на покатой булыжной мостовой, наверное, нужно родиться в Велесе: склон настолько крут, что нам в обычной обуви приходиться ходить, держась друг за друга, чтобы не поскользнуться. Македонцам хоть бы что, они степенно шествуют в храм, дружелюбно улыбаясь и кивая молоденьким русским хористкам в длинных концертных платьях, собравшимся у входа в храм.

Время его постройки – 1840 год, большой трехъярусный позолоченный иконостас создан в 1855 году. Из интересных особенностей церковной архитектуры можно отметить особый придел, где венчают второбрачных, там же, как нам рассказали, обычно молятся женщины. Храм создал архитектор Андрей Дамьянов – представитель известной не только в Македонии династии зодчих. Им и двумя его братьями на Балканах выстроено около сорока храмов. Церковь святого Пантелеимона никогда не закрывалась, она – кладбищенская, и склон горы вокруг усеян могильными надгробиями. Занимая каждый мало-мальски пригодный уступ земли, они поднимаются вверх до самой вершины. Получается, что каждое новое поколение горожан, обретающих здесь место упокоения, оказывается все ближе к небу.

В Скопье возвращаемся далеко заполночь. Утром делегация покидает столицу Македонии уже насовсем – наш путь лежит на юго-восток, в город Струмицу. По дороге проезжаем небольшой городок Радовиш, главная достопримечательность которого огромный Троицкий собор. Храм совсем новый – его начали строить в 1997 году, а освящение состоялось в октябре 2003 года. Иконостас собора изготовили в Киеве, фрески писали художники из России и Украины. Одна из них изображает в полный рост соборного ктитора – известного македонского бизнесмена Христо Гутерова с семьей. Однако примечательно не это, а расположенные над ним два медальона с портретами Филиппа и Александра Македонских, слава Богу, без нимбов. «Мы чтим их как известных людей, стоявших у истоков македонской истории», - поясняет настоятель храма.

Отношение к Александру Македонскому здесь, действительно, очень трепетное. Портреты полководца, изображения его знаменитых воинских фаланг помещают на футболки, значки, пакеты и прочую сувенирную продукцию. Экскурсоводы в своих рассказах рисуют поражающую воображение слушателя историю создания великим завоевателем древности столь же великой Македонской Империи, которую позже злой рок обрек на распад и унижение. Надежду на ее воссоздание некоторые горячие головы продолжают лелеять и сегодня. Даже первую денежную единицу независимой Республики Македония первоначально предполагалось назвать статиром, так же как монеты времен Александра, однако из-за протестов Греции идея была отвергнута.

Главной достопримечательностью окрестностей Струмицы является монастырь в честь иконы Божией Матери «Милостивая» – Елеуса, на македонский лад «Велюса». Кстати сказать, здесь принято называть монастыри и храмы по именам небесных покровителей – «свети Йован», «свети Наум» или по названиям Богородичных икон, которым они посвящены. Велюса основана в 1080 году епископом струмицким Мануилом, пришедшим сюда из Халкидона, из монастыря святого Авксентия. В годы правления коммунистов этот монастырь, как и многие другие, был закрыт, первые монахини вернулись сюда лишь в 1995 году.

Переступая порог обители, попадаешь в настоящий оазис – крохотный дворик покрыт ухоженным газоном и цветочными клумбами, по его краям высажены молодые сосенки и серебристые плакучие ивы. В самом центре двора храм традиционной византийской архитектуры, от его толстых каменных стен ощутимо веет древностью. Внутри на куполе сохранились фрагменты фресок XI-XII века, среди них редкое изображение Спаса Эммануила – двенадцатилетнего Отрока. Насельницы и прихожане монастыря бестрепетно ступают по мраморным плитам пола, сохранившегося с XI века.

Со времен Византийской империи монашество на территории нынешней Македонии было очень распространено. Как говорят сами жители страны: монастырь у нас на каждой горе. И, действительно, на очень небольшой по площади территории государства – около двадцати пяти тысяч квадратных километров, обозначено несколько десятков обителей. Первые славянские монастыри на территории нынешней Македонии основывал святой Наум, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Кроме него начальниками македонского монашества почитаются преподобные Гавриил Лесновский, Йован Исаговский, Прохор Пчинский и Йован Рыльский. В настоящее время число действующих обителей и их насельников увеличивается. После богоборческих гонений, в которых свою трагическую роль сыграла и трехвековая турецкая оккупация и десятилетия правления коммуниста Тито, в стране идет духовное возрождение.

Особое внимание при этом уделяется просвещению: в каждой епархии есть свой издательский отдел, выходят журналы, газеты и книги, причем нередко это переводы современных русских авторов. Македонские иерархи, многие из которых являются выходцами со Святой Горы Афон стремятся к укреплению в монашеских обителях традиций исихазма. Накануне нашего приезда состоялась архиерейская хиротония нового епископа Струмицкого, также бывшего афонского монаха. Обо всем этом рассказала монахиня Феофания, ставшая для нас гидом по обителям Струмицы. Сама матушка русская, родом из Тулы. Выйдя замуж за хорвата, уехала с ним на его родину, где прожила тридцать лет, родив двух дочерей. Церковной жизнью не интересовалась до тех пор, пока старшая дочь – выпускница Загребского университета, неожиданно для матери не ушла в православный монастырь. «Я часто ездила к ней, навещала, расспрашивала. – рассказывает матушка.– Начала задумываться о вере, читать духовную литературу и поняла, что вне православия нет спасения. Постепенно пришла к решению также принять монашество.

К этому моменту матушка уже овдовела, так что особых препятствий к осуществлению своего намерения не имела. Сейчас старшая ее дочь монахиня Наума – насельница Елеусы, а сама сестра Феофания живет в одной из женских обителей близ Скопье. К дочери приезжает погостить. «Конечно, у нас не обходится без искушений, – говорит мать Феофания. – Родственные отношения остались, они и не могут никуда исчезнуть, но моя дочь приняла постриг раньше, по старшинству она выше меня, и в духовных вопросах я должна ее слушаться». Кроме сестры Наумы в Елеусе десять монахинь – для Македонии это много. Сестры живут очень скромно, и их ежедневный рацион весьма скуден.

Причины этого – бедность возрождающейся обители и отсутствие у нее традиционных для России сельских подворий с живностью и огородами. Как рассказала та же матушка Феофания, «сестры – плохие бизнесменки: больше раздают, чем продают». По этой причине община, обзаведшаяся было стадом коровок из четырнадцати голов и своим мини-молокозаводом, через три года обанкротилась. Монахини зарабатывают иконописью, переводами святоотеческих трудов, но основной доход приносят пожертвования.

Елеуса стоит на вершине горы, а у ее подножия близ села Водочи, или Вадиочи, находится другой древний монастырь во имя святителя Леонтия Византийского. По преданию, названием это место обязано трагическим событиям, произошедшим в XI веке. Именно здесь по приказу византийского императора Василия II Болгаробойцы ослепили – «вынули очи» у четырнадцати тысяч солдат побежденного греками болгарского царя Самуила. Христианская базилика здесь стояла уже в V–VI веках, в XI появляются упоминания о мужском монастыре.

Его храм, некогда славившийся роскошным убранством, мозаиками, драгоценной утварью и иконами, служил кафедральным для митрополитов Струмицких. В середине ХIХ века Леоньтьевский монастырь посетил русский писатель Григорович. Обитель сильно пострадала от землетрясения 1930 года. Древнему храму возвратили исторический облик в конце XX века в ходе реставрации, продолжавшейся целое десятилетие. Сейчас здесь живет три монахини, монастырь считается приписным к обители Елеуса.

Картина дня

наверх