Из шахты космос лучше виден

Донбассу, где люди, спускаясь под землю на километровую глубину, извлекают полезные ископаемые, и который, как может показаться, являет собой антипод космосу, всегда было присуще стремление в небо. Ведь, как поется в песне, ставшей гимном донецких шахтеров,
Только тот ценит солнце и высокое небо,Кто поднялся с зарей на-гора.И вполне закономерно, что многие уроженцы этого края взмывали в воздух на крыльях донецких степных ветров. Лучшие из них, получив идущий из недр мощный глубинный заряд энергии, не только воспарили в небе, но и, перешагнув его край, покорили космос.
В историю края золотыми буквами вписаны имена дважды Героев Советского Союза, лётчиков-космонавтов Георгия Берегового (единственного из космонавтов, кто получил первую Звезду Героя за Великую Отечественную войну) и Леонида Кизима, а также Героя Советского Союза Александра Волкова.
В родных городах героев установлены бюсты и открыты музеи, их имена носят улицы, школы и предприятия.Донецкая народная республика приняла советскую космическую эстафету, и уже в боевом 2016 году «Почтой Донбасса» была выпущена серия марок «Космонавты Донбасса». А почтовый блок увенчали слова из песни, бывшей много лет гимном космонавтов: «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды. На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Марки были выпущены к 55-летию полета в космос Юрия Гагарина, открывшего на Земле космическую эру.
Последнее письмо Гагарина
Сам Юрий Алексеевич за время своей недолгой жизни так и не успел побывать в Донбассе. Но это не помешало ему стать Почетным забойщиком добычного участка на шахте «Горловская-Глубокая», которой после гибели космонавта было присвоено его имя.
В особом памятном ряду стоит еще один факт – письмо космического первопроходца шестиклассникам школы села Широкино Донецкой области. «Дорогие друзья! С большим удовольствием прочитал ваше письмо. И мне очень приятно, что многие ваши ребята мечтают стать космонавтами.
Я уверен, что если вы поставите перед собой задачу и серьезно подойдете к ней, то обязательно достигнете своей цели.
Знаменитая гагаринская улыбка
Но это радостное и неординарное для сельских ребят известие пришло в Широкино практически вместе с сообщением об авиакатастрофе, случившейся 27 марта 1968 года, в которой погибли Юрий Гагарин и инженер-полковник Владимир Серегин. Поэтому 12 апреля 1968 года стало праздником со слезами на глазах, а вся скорбь великой страны на мгновенье сфокусировалась в маленькой сельской школе, ученики которой по воле судьбы получили письмо Гагарина, написанное им за несколько дней до гибели, и ставшее, таким образом, завещанием космонавта. Об этом письме широкинским ребятам, размещенном в 1968 году в областной газете «Социалистический Донбасс», напомнил недавно землякам краевед Анатолий Жаров.
С уверенностью могу сказать, что для ребят оно сыграло свою роль, хотя никто из них не стал космонавтом. Сегодня те широкинские шестиклассники по возрасту – уже сами бабушки и дедушки. А вот в чем у меня нет никакой уверенности, так это в том, что они живы…
Цветущее некогда село, где жили рыбаки, фактически курортная зона, расположенное в 15 км от Мариуполя, разрушено до основания. В ходе агрессии украинских нацистов против не принявшего госпереворот Донбасса оно неоднократно переходило из рук в руки. В 2015 году, выполняя Минские соглашения по созданию демилитаризованных зон, защитники ДНР покинули Широкино, чем не преминули воспользоваться занявшие его «воины света». И если в начале войны не успевшие уехать из села жители, оказавшись на линии фронта, спасались от мин и снарядов в подвалах, то к 2019 году из полутора тысяч мирного населения не осталось никого. Вместо домов – развалины, на месте школы – руины.
Село Широкино сегодня
Сохранилось ли письмо-наставление, ставшее завещанием первого космонавта Земли мальчишкам и девчонкам Донбасса? Остается только гадать и надеяться…
«Любите свою семью, страну, планету Земля!»
Через полвека дело первого героя космоса в воспитании донецкой детворы продолжил летчик-космонавт СССР, полковник запаса Анатолий Арцебарский – последний из космонавтов, кому была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза (его полет в 1991 году пришелся на последние дни существования великой державы). Он родился в Днепропетровской области, но, приехав минувшей весной в сражающийся Донбасс, назвал Донецк родным городом, а себя – уроженцем большого Донбасса.
– Я диву даюсь, – сказал он журналистам, – как можно быть такими варварами, как можно не любить свою страну и свой народ, чтобы жителей многомиллионного края назвать террористами и начать их обстреливать! Нелюди. Я приехал в Донецк только затем, чтоб своими глазами увидеть правду. У меня много друзей и в России, и в других странах, и я расскажу им то, что видел, а не то, что передают западные СМИ о т.н. агрессии РФ против Украины.
Космонавт № 71 побывал в горячих точках Донбасса. Своими глазами увидел боевые позиции его защитников в разрушенном Донецком аэропорту, а также последствия варварских обстрелов поселка шахты имени Гагарина. Был шокирован рассказами жителей многострадальной Горловки.
Анатолий Павлович Арцебарский встретился с воспитанниками военного лицея-интерната, носящего имя дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Г.Т. Берегового, под началом которого сам когда-то служил. Почтив память погибшего в результате вражеской диверсии Героя Донецкой народной республики, боевого командира Михаила Толстых (позывной Гиви), он вручил его матери Нине Толстых выполненную из космического сплава «Медаль Храбрых», написав проникновенные слова: «Маме Михаила – низкий поклон и с благодарностью за Сына».
Летчик-космонавт Анатолий Арцебарский вручает Нине Толстых – матери Гиви «Медаль Храбрых»
Но самой душевной, пожалуй, была неформальная встреча Анатолия Арцебарского с ветеранами и бойцами батальона «Восток», а также ребятами из Военно-патриотического объединения имени Героя ДНР Олега Гришина. Эти «посиделки» у костра, рассказы под чай героя космоса и героев-защитников земли донецкой стали для мальчишек настоящим уроком героизма и мужества. Тем более что в эти дни бойцы батальона «Восток» традиционно отмечают годовщину первой победы ополченцев – разгрома шедшего на Донецк карательного батальона «Донбасс», который был остановлен и разбит у пос. Карловка.
«Для ребят такие встречи очень важны, – сказал автору этих строк боевой командир, участник боев за Карловку, руководитель военно-патриотического спортивного клуба «Суворовец», входящей в ВПО им. Гришина, майор Артем Лаухин. – Ведь даже патриотично настроенные подростки «благодаря» как украинской системе образования, так и жизни в военных условиях не знают многих славных страниц нашей истории. А здесь – живой герой космоса, увлекательно рассказавший о преодолении трудностей, испытаниях самолетов, подготовке к пилотируемому полету на космическом челноке «Буран». В книжке этого не прочитаешь».
Защитники Донбасса и ребята из ВПО им. Олега Гришина на встрече с летчиком-космонавтом Анатолием Арцебарским
«А что до рассказов бойцов «Востока», которых с интересом слушал не только московский гость, но и ребята, то для нас – это будни, – продолжил мой собеседник. – И для ребят, к сожалению, тоже. Украинская власть в течение пяти лет каждый день преподает им уроки агрессии и варварства, на которые мы вынуждены отвечать, защищая свой дом. Многие из тех, кто занимался в военно-патриотическом клубе, это хорошо усвоили – на сегодняшний день 20 выпускников ВПО им. Гришина с оружием в руках защищают республику».
Встреча с героем космоса заставила и будущих защитников, и многоопытных командиров оторвать свои взгляды от земли и от прицелов и посмотреть в небо.
«Мы сопереживаем, мы не можем быть равнодушны к тому, что здесь происходит, – не раз повторил донецким ребятам Анатолий Арцебарский. – Я здесь потому, что я – патриот не только своей страны, но и планеты Земля. Любите свою семью, свой город, свою страну и планету. Если смотреть из космоса, она очень маленькая и тоже нуждается в защите».
На что способны базы ВВС и ВМФ РФ в Ливии? Целесообразность хода с далеко идущими последствиями
Находящиеся на марше бронетанковые подразделения Ливийской национальной армии на фоне отсутствия полноценной войсковой ПВО были бы разгромлены массированными ракетно-бомбовыми ударами многоцелевых истребителей «Typhoon» и истребителей-бомбардировщиков «Tornado IDS» Военно-воздушных сил Италии, использующих свободнопадающие кассетные авиабомбы BL755, а также осколочно-фугасные бомбы. Укрепрайоны и командно-штабная инфраструктура сил Хафтара были бы уничтожены посредством тактических крылатых ракет большой дальности «Storm Shadow», оснащённых проникающей тандемной боевой частью типа BROACH.
Между тем, если весной 2011 года командования Объединённых ВВС и ВМС НАТО в кратчайшие сроки разработали и претворили в жизнь план тактической воздушно-космической операции «Одиссея. Рассвет», предусматривающий подавление ливийской ПВО с дальнейшим уничтожением сухопутных войск Джамахирии и свержением правительства Муаммара Каддафи, то сегодня официальные Рим, Париж и Вашингтон ограничиваются лишь осуждающей риторикой в сторону фельдмаршала Хафтара, никоим образом не препятствуя продвижению его подразделений в направлении ливийской столицы. Более того, в ходе инициированного премьер-министром Правительства национального единства Фаизом Сараджем позавчерашнего телефонного разговора с президентом Франции Эммануэлем Макроном последний отказался взять на себя функции примиряющей стороны в данном конфликте, тем самым лишь ускоряя триумфальную операцию ЛНА.
Основываясь на происходящем, несложно прийти к выводу, что краеугольные и острые вопросы относительно дальнейшего сохранения итальянской компанией «Eni S.p.A.» контроля над месторождениями Эль-Шарара и Эль-Фил (после захода в Триполи подразделений Ливийской национальной армии) давно согласованы между Москвой и Римом, в то время как Халифа Хафтар был поставлен в известность о необходимости соблюдения требований итальянской стороны ещё задолго до нынешней эскалации, в телефонных разговорах с представителями российского руководства, не говоря уже о тех деталях, которые вошли в повестку дня встречи генерала Хафтара и министра обороны РФ Сергея Шойгу, прошедшей 7 ноября 2018 года. Французская сторона также посвящена в детали данного раунда «большой игры» и имеет конкретную цель: присутствие (наравне с Италией) в ливийском нефтяном секторе даже в случае президентства Хафтара. Правительство Сараджа и Вашингтон из этого раунда с треском выбывают, поскольку не имеют возможности кардинально повлиять на ситуацию.
В свете вышеописанных событий особую актуальность приобретает вопрос о целесообразности создания в Ливии пункта материально-технического обеспечения ВМФ России, а также авиабазы, о чём на протяжении уже нескольких месяцев продолжают дискутировать отечественные военно-аналитические издания и осведомлённые обозреватели, и чего так сильно опасаются в оборонных ведомствах стран-участниц Североатлантического альянса. Многомиллиардные ассигнования на эксплуатацию подобного объекта будут с лихвой перекрываться целым спектром достоинств оперативно-стратегического характера.
Во-первых, в свете отсутствия развитой авианесущей компоненты в составе ВМФ России Москва получит новый аэродром подскока (наиболее вероятно задействование авиабаз Аль-Вутье или Брак аль-Шати) для оперирования звеньев тактической авиации ВВС и ВМФ России в нейтральном воздушном пространстве над центральной и западной частями Средиземного моря. Передислоцированные на новую авиабазу многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35С смогут формировать более надёжный «противовоздушный зонтик» для малочисленных корабельных ударных группировок Балтийского и Северного флотов, осуществляющих поход к берегам Сирии или в Черное море. При этом прикрытие может начинаться сразу после прохода наших кораблей через Гибралтарский пролив, ведь радиус действия «сушек», оснащённых подвесными топливными баками, переваливает за 1800 км, чего вполне достаточно для патрулирования воздушного пространства над Средиземным морем вплоть до берегов Испании. Расположенная в 3500 км от Гибралтара авиабаза Хмеймим неспособна предоставить такие оперативно-тактические возможности без помощи воздушных танкеров (самолётов-заправщиков) Ил-78М.
Во-вторых, на вышеуказанных авиабазах на постоянной основе могут быть развёрнуты противолодочные самолёты Ил-38Н, оснащённые поисково-прицельными комплексами «Новелла-П-38» (включая датчик магнитных аномалий с эффективной дальностью действия около 1 км), пассивными направленными и ненаправленными радиогидроакустическими буями РГБ-41Э и РГБ48Э, а также активным буем-излучателем ГБ-58Э и радиотелеметрическим буем РТБ-93Э. Используя данное оборудование, Ил-38Н смогут часами барражировать над Тунисским проливом, сканируя подводное пространство на предмет присутствия американских малошумных многоцелевых атомных подводных крейсеров класса «Вирджиния», а также британских «Эстьютов», направляющихся в восточную часть Средиземного моря. Таким образом, учитывая небольшую ширину Тунисского пролива (порядка 160—200 км), даже пара Ил-38Н, прикрываемых развёрнутыми близ Зувары зенитно-ракетными комплексами С-300В4 и С-400, а также истребителями Су-35С, способна сформировать в центральной части Средиземного моря мощный противолодочный «заслон» для подводных флотов США и Великобритании в случае эскалационного развития событий на сирийском ТВД, либо в азово-черноморском регионе.
Что же касается возведения в Ливии военно-морской базы российского флота, то основная её ценность, безусловно, будет заключаться в обеспечении возможности скрытного несения боевого дежурства малошумных дизель-электрических подводных лодок классов «Палтус», «Варшавянка» и «Лада» у берегов средиземноморских государств-участников НАТО. Замораживание разработки российского концепта воздухонезависимой энергетической установки для субмарин пр. 677 (класс «Лада») поставило крест на возможности скрытных действий российского неатомного флота на дистанциях более 400 миль от мест постоянной или временной дислокации.
Для подзарядки свинцово-кислотных аккумуляторов данные типы субмарин вынуждены один раз в сутки подниматься на поверхность, и в режиме РДП (работы дизеля под водой на малой глубине с выводом шноркеля на поверхность) запускать дизель-генераторы, выдавая своё присутствие газоанализаторам и инфракрасным оптико-электронным комплексам, установленным на противолодочных самолётах противника. Базирование данных субмарин в ливийских портах позволит осуществлять подзарядку батарей не в открытом море (подвергая экипаж опасности, связанной с торпедным ударом вражеской противолодочной авиации), а под надёжным противовоздушным колпаком «трёхсоток».
Трамп испустил газ, или как «Северный поток-2» вызвал истерику за океаном и торговую войну Трампа с ЕС
То, что было невозможно лет десять назад, все-таки случилось. Госсекретарь США Майкл Помпео официально в Сенате признался, что в Европе деньги победили их интересы, и гегемон не смог нагнуть «союзников» в вопросе строительства «Северного потока 2». Притом из-за подлой упертости европейцев, США вынуждены ежесуточно просто сжигать до 400 млн. куб. футов газа только на одном из месторождений в Техасе и Нью-Мексико. Такого фиаско в экономике при Трампе, пожалуй, еще не было.
Вчера выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам сената конгресса США, госсекретарь Майкл Помпео заявил, что, несмотря на все предпринятые усилия и угрозы санкций, европейские страны, в первую очередь Германия, все-таки пересчитали, сколько им будет стоить американский газ и не стали отказываться от проекта «Северный поток — 2». Максимум чего могут добиться американцы – это выторговать условия для братьев по разуму из Украины «Мы сделали практически все возможное, чтобы убедить европейцев, в первую очередь Германию, не строить «Северный поток — 2», но в настоящий момент мы не добились успеха. Мы работаем с ними, чтобы посмотреть, есть ли способ по крайней мере обеспечить поставку каких-то энергоресурсов через Украину», —признал он.
Ранее на конференции CERAWeek в Хьюстоне Помпео заявил о том, что Вашингтон не желает, чтобы американские союзники в Европе находились в зависимости от поставок природного газа из России из-за строительства газопровода «Северный поток — 2». При этом США, по его словам, намерены «помочь своим друзьям обеспечить диверсификацию» поставок энергоносителей.
Однако, несмотря на постоянные угрозы, разговоры с послами и лидерами стран и даже вероятными санкциями, Финляндия, Швеция и Германия уже выдали разрешения на строительство газопровода на своей территории. За «Поток» активно топит и Норвегия, , правительству которой принадлежат 30 процентов акций компании Kvaerner, одного из подрядчиков строительства. Да и деньги европейцы уже вложили далеко не малые. Реализацией проекта занимается компания Nord Stream 2 AG. Половину средств проинвестирует "Газпром", остальную проплачивают сами европейцы: Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. Добавим к этому, что европейцы, благодаря давлению американцев, протянули поправки к газовой директиве. Напомним, совет Евросоюза еще в конце февраля одобрил компромиссный вариант поправок к газовой директиве ЕС. Это означает, что у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор — в настоящее время это Nord Stream-2, на 100% принадлежащая монополии. При этом, помимо «Газпрома», доступ к мощностям должны получить третьи лица, то есть 50% мощности новой трубы должно быть зарезервировано под прокачку газа независимыми поставщиками. Правда, пока в Европарламенте распинались про российскую угрозу, хитрая тетка Меркель просто переписала все себе в наследство. В итоговой версии документа говорится, что решение о предоставлении исключений из действующих норм будет принимать не Брюссель, а та страна ЕС, где газопровод входит на европейскую территорию. И вот чисто случайно этой страной оказалась Германия.
Ответ ЕС уже прилетел, буквально сегодня, то есть на следующий день, как Помпео расписался в провале, Трамп объявил у себя в Twitter, что скоро Вашингтон введет дополнительные тарифы на импорт европейских товаров общей стоимостью 11 миллиардов долларов. «Евросоюз пользовался преимуществом в торговле с США многие годы. В ближайшее время это закончится», — написал Трамп. Формальный повод для новых ограничений Вашингтона, направленных против стран Евросоюза, — заключение апелляционной инстанции Всемирной торговой организации по спору между США и ЕС о законности субсидирования крупнейшей авиастроительной компании Airbus со стороны Франции, Германии, Испании и Великобритании. Неформальный объявлялся открыто послом США в Германии – откажитесь от «Потока» и Трамп будет добрый, не откажитесь, получите пошлины.
РИА «Катюша» попробовала понять, почему США готовы идти на торговую войну со своим ближайшим союзником из-за простого газопровода. На самом деле строительство «Потока» лично для Трампа куда более чувствительный удар, чем могло бы показаться.
Именно нефтяные и газовые олигархи, помимо оружейного и промышленного лобби - его главные спонсоры. Они вложились в строительство новых мощностей для сжижения, осваиваются сланцевые месторождения и новые технологии. Однако пока трубный газ из России остается дешевле СПГ-поставок из Нового Света. И именно для них Трамп отжимал нефтеносную часть Сирии, лез в Венесуэлу, вводил санкции против Ирана, а также шел в газовый поход на Европу. И хотя США серьезно увеличили экспорт СПГ, этого недостаточно. Для понимания, после обещаний положить к ногам своих компаний все рынки мира, сумасшедшие темпы добычи сланцевой нефти в Западном Техасе и Нью-Мексико привело к избытку попутного природного газа.
Сейчас и так существует проблема с низкой пропускной способностью нефтепровода, а для газа там почти не остается пропускных мощностей. Избыток газа достиг такого масштаба, что его стоимость на газовом хабе Waha в Пермском бассейне упала до рекордно низкого уровня минус $4.28 /MMBtu. Это означает, что компания платит тому, кто забирает у нее газ.
Это притом, что на бирже природный газ сегодня торгуется по цене в $2.96/MMBtu, хотя, как видим, цены обвалились и там. Притом обвал произошел аккурат 4 февраля, когда стало известно о поправках к газовой директиве ЕС.
Однако, вернемся к Пермскому бассейну в Техасе и Нью-Мексико. Причина бросовых цен на газ там проста - просто отсутствует газотранспортная инфраструктура, способная отводить и транспортировать газ к потребителям, нет и ПХГ нужного объёма. В связи со сложившейся обстановкой нефтегазовые компании вынуждены ежесуточно сжигать до 400 млн. куб. футов газа, этого объёма хватило бы на обеспечение потребностей приблизительно 2 млн. американских домохозяйств. По данным Texas Railroad Commission и Environmental Defense Fund (EDF) в 2016 году США сжигали по 110 млн. куб. футов в сутки, а в 2017 - по 150 млн. В докладе Wilderness Society and Taxpayers for Common говорится, что в период с 2009 по 2015 год производители на общественных землях утилизировали 462 млрд кубических футов (Bcf) природного газа, которого бы хватило для удовлетворения потребностей 6,2 млн домашних хозяйств в течение 1 года или одной Бельгии с излишком . Исходя из средней за этот период цены в $3,65/MMBtu, стоимость потраченного впустую газа составила около $1,7 млрд. К тому же, данная тема постоянно эксплуатируется топящими за демократов «зелеными» и грозит к выборам в следующем году вырасти в СМИ до вселенских масштабов, по принципу: Трамп и олигархи виноваты в глобальном потеплении, ураганах, потопах и прочих природных катаклизмах. Притом, в отличие от обвинений в работе на Россию, здесь американскому лидеру так просто не отбрехаться.
И ведь выход был. В 2016 году Бюро управления земельными ресурсами (BLM) США завершило разработку правил по развеиванию, сжиганию и утечкам на нефтегазовых объектах на общественных землях. Однако при Трампе BLM отозвало данные стандарты, полагаясь вместо них на «лоскутное одеяло» разрозненных правил, существующих на уровне штатов. Его ставка была на создание на сланцевых бассейнах сети малых модульных установок по сжижению газа. Нашлись даже подрядчики - концерн Siemens совместно с нефтесервисным гигантом Baker Hughes. Планировалось, что мини-заводы будут сжижать попутный газ, после чего он будет закачиваться в автоцистерны и направляться покупателям. Кроме того, получаемый СПГ может быть использован непосредственно на сланцевых месторождениях в качестве топлива для силовых агрегатов буровых установок. Это позволит производителям экономить на топливных расходах до 30% и стать источником дополнительного заработка для нефтегазовых компаний.
Все бы было распрекрасно, кроме одной, но существенной мелочи – никто из олигархов не станет вкладываться в проект, пока не поймет, куда сможет продавать свой газ. То есть банально, под проект нужен рынок сбыта – не отдавать же его за бесплатно – заводы денег стоят. А здесь как раз и должна была существенно помочь Европа, которая чисто по дружески должна была согласиться купить ненужный Штатам газ, оплатив заводы СПГ в самих США, перевозку в Европу и транспортировку внутри себя из своего кармана. А далее уже известно, «друзья» пересчитали и решили, что тоталитарный газ из России дешевле, нежели союзный американский. Опять же, если газа в трубе нет, то с русских можно спросить, а вот выставить претензии Трампу, конечно, можно, но итогом будет только послание по известному адресу.
Почему США нужна в первую очередь Европа, тоже не секрет. Расходы по доставке LNG из США до Европы составляют 1,1 $/MMBTU, а в Азию 1,5 $. Включают в себя фрахт, бункеровку, страховку, потери при транспортировке и тариф Панамского канала для азиатского направления. И это учитывая, что в Азии своего газа завались – один Казахстан за 10 месяцев прошлого года продал 22 млн кубов.
Впрочем, несмотря на существенную потерю части рынка западной Европы, США вполне намеренны реализовать свои амбиции на востоке: Польша. Прибалтика, Украина, вот только там объемы далеки от желаний. Украине, конечно, можно навязать купить весь американский СПГ, можно даже продавить соответствующий кредит в МВФ, который оплатит эту покупку, но про долгосрочные перспективы здесь говорить будет смешно – два-три года и Киев уверенно войдет в десятку самых нищих стран мира с сопутствующей анархией и отказом от всех, кому они должны. Прибалтике же столько газа не продашь, даже ну если очень захочешь – им его столько не надо. А на одной Польше далеко не уедешь.
В итоге мы имеем у Трампа недовольных друзей олигархов-нефтяников, которым было обещано, что они поимеют лишний миллиард за счет никому не нужного попутного газа, крайне крикливых и недовольных экологов, который вопят об экологической катастрофе. И недовольное население, которым решение ЕС и в первую очередь Меркель подается под соусом «Путин опять нас поимел». Что особенно обидно для Трампа, вся эта беда пришла после широкой медиакомпании по свержению Мадуро, где уже распределялись между олигархами ресурсы Венесуэлы, а по ТВ круглосуточно крутились его «преступления». В общем, Трампу есть, отчего быть сильно злым и объявлять ЕС торговую войну – зрада пришла по всем направлениям.
Свежие комментарии