"ИЗ МАШИНЫ" (2015). ВЕТХИЙ ЗАВЕТ НА ПАЛЬЦАХ

ХАШИМА: ЯПОНСКИЙ КАДЫКЧАН

Издалека Хашима (Hashima) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас, вздымающегося над поверхностью окаена подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.
Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.

Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.

По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.
Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, приемущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.

В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.

Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.

Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни. Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.

Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году - продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:
“Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти.”
Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.

Присвоив эксклюзивные права на добычу на месторождениях Такашимы, Клан Набешима позволил Семье Фукахори разработать жилы угля, испещряющие поперек острова пососедству. После нескольких неудачных попыток, семья, наконец, установила шахту на Хашиме в 1887 году, обжив его для начала. Спустя три года, однако, остров продали корпорации Митсубиси за 100000 йен. Сегодня всемирно известная компания стремительно расширилась после своего основания в качестве судоходного предприятия в 1873 году и приобретения угольного месторождения Такашима в 1881г.

Годы, которые последовали, ознаменовали значительный подъем в японской промышленности и рост военной мощи, поддерживаемой успехами в обеих японо-китайских войнах(1894-1895) и русско-япононской войне (1904-1905). На Хашиме Мицубиси запустила проект по освоению угольных ресурсов морского дна, прорыв 199 метровую вертикальную шахту в 1895 г, а также еще одну шахту в 1898 г. Компания также использовала шлак от добычи, создав ровное пространство для промышленного оборудования, сооружений и жилых зданий для рабочих. Завершенные примерно в 1907 г, высокие защитные укрепления дали острову сравнение с линкором, скользящим по волнам. Сходство было таким сверхъестественным, что репортер местной газеты окрестил его Гунканьима (остров кораблей)- прозвище, которое вскоре вытеснило официальное название из просторечья.

Хашима производил около 150 тыс. тонн угля ежегодно, и численность его населения стремительно приближалась к 3000 чел, когда в 1916 г. Мицубиси построила железобетонный административный комплекс на острове, чтобы восполнить недостаток в жилом пространстве, а также предовратить угрозу бедствия от тайфуна. Это было первым бетонным зданием в Японии, сколько нибудь значительного размера. Тот факт, что первая американская постройка большого масштаба - Офисное здание Ингаллс в Чинчинати - было посторено только четырнадцатью годами ранее, показывает, что здание на Хашиме было фронтменом в новой эре Японской архитектуры.
Прямоугольное, шести-этажное здание выстроенное вокруг грязного, темного внутреннего двора у южного края острова, обеспечивало шахтеров и их семьи тесным, но частным жильем. Каждая квартира состояла всего лишь из единтвенной комнаты с татами (9,9 кв.м), окном, дверью и маленьким вестибюлем – более походила на клетку обезьяны, чем на апартаменты, но всё же была лучше предыдущих жилищных условий для рабочих. Ванна, кухня и туалет были общего использования.

Вслед за этим зданием последовал двумя годами позже еще больший квартирный комплекс на покатой скале в центре острова. Затем самое высокое здание в Японии, квартирный блок в форме буквы “Е”, имело 9 этажей со стороны океана и три – со стороны скалы. Один квартирный блок следовал за другим, пока крошечный остров не разродился более чем 30 бетонными зданиями. Даже в течение 11 летнего периода, перед и во время 2 мировой войны, когда ни единого бетонного здания не поднималось где либо ещё в Японии, создание квартирных блоков на Хашиме продолжалось как часть национальных усилий по удовлетворению спроса на уголь в ужасное военное время.
В результате этих усилий, ежегодное производство угля на Хашиме в 1941 г достигло отметки 410 тыс. тонн. Но это было достижением, которое добавило человечеству страданий. В то время, как японские юноши пропадали на полях сражения Китая, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, японское правительство принудительно вербовало большое количество корейцев и китайцев, чтобы заполнить пустующие места на своих заводах и шахтах, и многие из этих людей гибли в результате суровых условий и голода.

Хашима не был исключением. К тому времени, как в жилых блоках Хашимы стали трещать окна от атомной бомбы, и Япония капитулировала под натиском сил антифашистской коалиции в августе 1945 года, около 1300 рабочих погибло на острове, некоторые в подземных авариях, другие от болезней, связанных с физическим истощением и недоеданием. Прочие выбрали более быструю, но менее ужасную смерть в тщетных попытках доплыть до материка, спрыгнув с береговых укреплений в море.
Су Жанг-ву, один из корейских рабочих, достаточно везучий, чтобы выжить в тяжелых испытаниях, вспоминал о Хашиме в интервью 1983 года:
“Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в государственное учреждение, где были собраны несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20. После ночи, проведенной на постоялом дворе, нас на грузовике переместили в ближайший город, затем на поезде в порт в Пусане и на корабле из Пусана в Шимоносеки. Около 300 членов группы, включая меня, былы позже отправлены на Хашиму. У меня были родственники в Японии, мои родители в Нагое, а также родственники, живущие в Сасебо. Я думал, что не важно, куда я буду отправлен в Японии, я смогу сбежать и найти укрытие у них. Но как только я увидел Хашиму, я оставил всякую надежду. Остров был окружен высокими бетонными стенами, и там был океан, и ничего кроме всеобъемлющего океана. Хашима был набит бетонными 9 этажными зданиями. Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи были побелены известкой, но внутренняя отделка была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами.

Разрабатывавшееся месторождение находилось глубоко под морским дном, рабочие добирались до него на лифте - вниз по узкой шахте. Уголь выносился из просторной подземной камеры, но сами места добычи были настолько малы, что нам приходилось нагибаться для работы. Это был мучительный, изнурительный труд. В туннелях скапливался газ, и скальные потолки и стены угрожали обвалом в любую минуту. Я был убежден, что никогда не выберусь с острова живым. Фактически в авариях погибало ежемесячно пятеро или четверо рабочих. Современные понятия о безопасности тогда отсутствовали. Трупы кремировались на Наканошиме, маленьком острове близ Хашимы.
Вероятно топка там всё ещё сохранилась на сегодняшний день.

Несмотря на этот угнетающий труд, наша еда состояла на 80 % всего лишь из бобовой шелухи и на 20 % из бурого риса, сваренных вместе с несколькими сардинами в бесформенную массу. Почти каждый день я мучился от расстройства желудка, и мои силы постепенно истощались. Но если я пытался отдохнуть, конвоиры приходили и заставляли меня работать.. Я не знаю, сколько времени я размышлял о прыжке в море и о том, как свести счеты с жизнью…
Сорок или пятьдесят моих приятелей корейцев совершили самоубийство или утонули, пытаясь доплыть до Такахомы . Я не умею плавать . Но я был везунчиком. Через пять месяцев меня перевели на заводе Мицубиси в Сайвай-мачи, Нагасаки, и поэтому я смог покинуть остров. Если бы я остался, я уверен, я бы не дожил до сегодняшних дней. Там находилось уже около 200 корейцев, когда мы прибыли, так что в общем нас было 500-600 человек. Нас всех вместе втолкали в двух-этажный дом с пятью комнатами на каждом этаже и в четыре четырехэтажных помещения с пятью-шестью комнатами на каждом этаже. У меня до сих пор сжимается сердце, когда я думаю о тех остальных корейцах. Сегодня Хашиму называют “остров линкоров”, но для нас он останется безвыходным “островом -тюрьмой”.

Окончание второй мировой войны принесло кардинальные перемены на о.Хашима и важную новую цель в производство. Вместо топлива для военных кораблей и стали для пушечных снарядов, на угле с Хашимы ковались инструменты для возрождения Японии после ада унижения и поражения. Иронично, но случился другой конфликт – корейская война (1950-1953гг), который вынес шахтеров и фактически всю остальную японскую промышленность в золотой период роста и процветания.
Численность населения на Хашиме составила 5259 человек в 1959г. Люди были буквально зажаты в каждом закоулке и углу квартирных блоков. Скалистые склоны, вмещавшие большинство этих зданий, составляли около 60 % от общей площади острова в 6,3 гектара, в то время как ровная поверхность суши использовалась преимущественно для производственных сооружений и составляла оставшиеся 40%. 835 человек на гектар площади всего острова, или невероятные 1391 человек на гектар жилого района. Эти цифры говорят о высочайшей плотности населения, когда либо зафиксированной в мире. Даже Вараби, спальный район-пригород Токио, и наиболее плотно населенный город в современной Японии, достигает отметки только 141 человека на гектар.

На Хашима имелось всё оборудование и службы, необходимые для существования этого комплекса зданий. В тени жилых блоков втиснулись начальная школа, средняя школа, игровая площадка, гимнастический зал, помещение для пинбола, кинотеатр, бары, рестораны, 25 различных розничных магазинов, больница, парикмахерская, будистский храм, место поклонения Шинто и даже публичный дом. Моторные средства передвижения не существовали. Как выразился один бывший шахтер, можно было пройти от одного до другого пункта на острове за меньшее время, чем его потребуется, чтобы выкурить одну сигарету. Зонты были также не нужны: лабиринты коридоров и лестниц соединяли все жилые здания и служили в качестве транспортной системы.
Равенство могло царить в коридорах, но расположение квартир отражало жесткую иерархию социальных классов. Неженатые шахтеры и работники компаний-субподрядчиков были лишены свободы перемещения в старых однокомнатных квартирах, женатые сотрудники компании Мицубиси и их семьи имели двухкомнатные апартаменты с отдельным туалетом, кухней и ванной, высокранговый офисный персонал и учителя наслаждались роскошью квартир с двумя спальнями с кухней и туалетом со смывом. Управляющий Мицубиси Хашима Коал Майн, между тем, жил только в частной резиденции – деревянной конструкции на острове – дом располагался символично на вершине настоящей скалы.

Действительно, Мицубиси владело островом и всем что на нём было, установив некий тип великодушного диктаторства, которое гарантировало безопасность работы и скупо выделяло бесплатное жилье, электричество и воду, но требовало, чтобы островитяне принимали участие по очереди в уборке и общественных работах. Таким образом, люди Хашимы жались вместе кучкой под крылом компании, и все стремились к одной цели.
Но уголь не годится в пищу. Сообщество зависело полностью от внешнего мира в плане еды, одежды и прочих предметов торговли. Даже свежую воду приходилось завозить на остров, пока трубы вдоль морского дна не соединили Хашиму с материковыми резервуарами в 1957 г. Любой шторм который, преграждал ход кораблям на более чем день, сеял страх и лишения на Хашиме.

Самыми запоминающимися чертами острова были полное отсутствие почвы и ратительности. Хашима, к тому же, был ничем иным, как обрамлением из угольного шлака, уложенного вокруг голой скалы. Киноматериал, снятый там компанией Шочику в 1949г был подходяще назван “Остров без растительности” ( Мидори Наки Шима).
Начало озеленительной компании в 1963 было символом впервые тяжело отвоеванного жителями глотка свободы. Используя почву с материка, они создали сады на крышах и наслаждались беспрецедентным удовольствием от выращенных самостоятельно овощей и цветов. Это было примерно в то же время, когда в квартирах острова начали повсеместно появляться электрические рисоварки, холодильники и телевизоры.

Но оптимизм продлился не долго. Процветание Хашимы начало катиться по наклонной в конце 1960 х, когда японская экономика взмыла вверх и нефть заменила уголь в качестве опоры национальных энергетических программ. Угольные шахты по всей стране начали закрываться. Мицубиси проводили сокращения штата на Хашиме шаг за шагом, переучивая рабочих и отсылая их в другие филиалы своей расползающейся и быстро растущей производственной сети. 15 января 1974 г компания провела церемонию в гимнастическом комплексе острова и официально объявила о закрытии разработки.
Последующее массовое покидание обжитых территорий происходило с поразительной скоростью. Последний человек ступил на корабль до Нагасаки 20 апреля 1974 г., укрываясь зонтом от легкого дождя, мельком бросив скорбный взгляд назад на пустые жилые кварталы.

Сейчас, необитаемый и забытый, Хашима охраняет вход в гавань Нагасаки, как странный мертвый маяк, привлекающий чуть больше внимания, чем визит уставших чаек и любопытные взгляды людей с проплывающих мимо кораблей. Но символизм трудно не заметить. Тесно сплетенное сообщество Хашимы было миниатюрной моделью японского социума и, подражая всему архипелагу, накрыло своей массой остров, разница лишь в отсутствии воды и растительности.
Запустелое состояние острова в настоящем - это урок современной Японии того, что происходит со страной, которая истощает свои собственные природные ресурсы и зависит целиком от торговли с другими странами. Обратив на это внимание, японское правительство поместило фотографии Хашимы на целом развороте национального периодического издания, чтобы призвать к сбережению энергии.

В течении своей 84 летней деятельности под эгидой Мицубиси, остров произвел чуть больше 16,5 миллионов тонн угля. Шахтеры прорыли туннели глубоко под морским дном, но строители тщательно использовали каждый драгоценный квадратный метр островной поверхности, а население предприняло героические усилия, чтобы вести комфортную и достойную жизнь. Но немногие, если и вообще кто-нибудь из этих людей, включали закрытие шахты в свои планы.
В связи с этим, мертвый остров Хашима дает живое предупреждение о важности прогнозирования. Он предлагает взгляд на конечный результат “развития” общества, отдалившегося от матери Земли и ведущего образ жизни, отделенной от своих источников продовольствия. Вкратце, Хашима это то, на что будет похож мир, когда мы закончим урбанизацию и его эксплуатацию: призрачная планета бороздящая просторы вселенной – безмолвная, голая и бесполезная.

Клубы весенне-белых облаков плыли высоко в небе в тот день, когда я посетил Хашиму. Зафрахтованная лодка ревела, как будто скакала с волны на волну, и уклонялась от последнего, похожего на буй, острова на входе в гавань Нагасаки. Затем, когда вода стала темно-синей, мы миновали пролив между островами Йоима и Кояги, обогнули западное побережье Такашимы и вышли в открытое пространство Восточно-китайского моря, где Хашима, наконец, предстал нашему взору.
Когда я спрыгнул с лодки на облюбованный казарками бетонный выступ, возможно когда- то служивший опорой для пристани, я почувствовал, как будто я влез на борт гигантского корабля, который мистически растерял всех своих пассажиров, пока несся на парусах через некие заколдованные воды, наподобие Бермудского треугольника.

Два часа спустя я бродил среди опустевших жилых построек и исследовал дорожки и коридоры, заглядывая в комнаты, переворачивая куски бумаги и вызывая в воображении картинки человеческой деятельности. Степень разрушения была больше, чем я ожидал. Почти все окна были разбиты, и стекла хрустели под ногами везде, где я гулял. Огромные куски бетонного фасада отвалились от стен и были разбросаны на земле. Наполовину сгнившие двери, ставни и перила качались на петлях, скрипя и гремя на ветру.
По острову было разбросано устаревшее электрооборудование, мебель и прочее личное имущество, которое сейчас невозможно найти даже в кучах утиля. Это было подобно народному музею шестидесятых. В парикмахерской потускневшие ножницы всё ещё лежали на стойке, чехлы стульев потрескались, и стены были увешаны кино-постерами из прошлого. На стене комнаты, в которой люди ожидали регулярное судно на Нагасаки, -расписание отправлений, часы и календарь, где время буквально застыло на 1974 годе.

Беспорядок внутри здания был удивительным. Театр, офис, больница и другие общественные места выглядели, как сцена последствий землетрясения. В храме Сенпукьюи какой- то заботливый посетитель повязал кусок пластиковой веревки вокруг головы статуи, чтобы уберечь её от раскола на части. Но сейчас Будда в медитации больше походил на забинтованного солдата, сидящего в шоке среди обломков разоренного города.
Было ли это проказами вандалов, мне интересно, или работа островных привидений, разъяренных этим безлюдьем? Или Духи корейских и китайских рабочих, которые умерли не своей смертью, слоняются здесь по коридорам и комнатам по ночам, разбивают окна, рвут татами и колотят по двери офиса управляющего, чтобы потребовать свободу?

Когда я прогуливался я высматривал котов, как говорят, оставшихся единственными обитателями острова. Но ни одно живое создание не обнаружило себя, не было даже таракана, этого живучего соседа человечества. Только обрывки сорняков – растущих как будто по ошибке – протягивали болезненные цветы к небу и отправляли свои корни в потрескавшийся бетон. Некоторые посетители передо мной, возможно, бывшие жители, с помощью баллончика с краской оставили сообщение на японском на стене одного из зданий:
Как много десятилетий минуло
С тех пор как Хашима был оставлен на произвол судьбы,
Оставлен, чтобы сгнить, разрушиться, разложиться?
Жизнь никогда не вернется на этот остров…
















"НА КОШКАХ ТРЕНИРУЙСЯ"! ИСТОКИ ЕВРЕЙСКОЙ КОТОФОБИИ.
(Исследование о ведьмах. Варфоломей де Спина. XVI в.)
Долго мы смеялись над «бессмертными шедеврами» Леонида Гайдая. А евреи, в это время, потешались над нами. Они то понимали всё, что зашифровал в своих комедиях, ярый русофоб и антисоветчик, место которому было не в Союзе кинематографистов СССР, а на нарах, рядом с таким же русофобом и антисоветчиком Солженицыным.
Эта заметка родилась у меня довольно неожиданно. Толчком к размышлениям послужила картина, на первый взгляд, никак не связанная с заголовком, но не стоит спешить с выводами. Начну по порядку.
Один мой друг с Украины Михаил, предложил поразмыслить над картиной Леонардо Да Винчи «Дама с горностаем».

Я не великий специалист по средневековой живописи, но при первом же взгляде на картину, в мозгу вспыхнул красный транспарант «ФАЛЬШИВКА». Ну совершенно не похоже не руку Да Винчи. В голове не укладывается, что Мону Лизу и этот ширпотреб мог написать один человек. Ну если только «Даму с горностаем» он не написал в раннем детстве.
Второе, что бросилось в глаза. Какой к лешему горностай? Я что, горностаев мало на Колыме видел?

Вот настоящий горностай, взял это фото для наглядности, чтоб верно оценить его истинные размеры. Он на самом деле не больше крысы среднего размера, рядом с дятлом можно достаточно верно оценить каков он на самом деле. Кроме того. Необходимо учесть нрав этого зверька. Кстати, если кому то не известно, открою тайну: ласка и горностай, на самом деле, это одно и то же животное.

Так вот, ласку в в руках ни за что не удержите. Во первых она подвижна как ртуть, во вторых непременно вцепится в вас зубами. А это пострашнее, чем зубы дворняги. Перегрызть человеку гортань, для неё проще, чем вам стакан воды из под крана налить.
Кто-то разглядел в левом рукаве женщины символ вагины, и тут же объявил, что такое скрытое послания, мог оставить исключительно Леонардо, и больше никто. В общем... картина написана не Леонардо, и на ней не горностай, а хорёк.

Оказалось, что я не первый, кто говорит об этих же несуразностях. Более того, специалисты не скрывают своих сомнений в авторстве Леонардо Да Винчи, тем не менее, официально картина значится в списке его творений. Ясно почему. Объяви её портретом неизвестного автора, и цена на неё упадёт раз в сто.
Но разговор о «Даме с горностаем» Михаил завёл совершенно по другому поводу. Он обратил внимание на то, что в руках женщины зверь адский, а по законам жанра должна быть кошечка. Почему в средневековой Европе живописцы старательно избегали изображать кошек и собак?
Между тем, русский фольклор наводнён собачками и кошечками. Любовь русских к «собакиным» и «котэ» и сегодня зашкаливает. А вот у евреев, оказывается, есть презрительная поговорка о русских: - «У гоев всегда в доме кошка с собакой и один ребёнок».
Не любят евреи кошек! Не все, разумеется. Но в Израиле, например, любой вам скажет, что дом ортодоксального еврея виден сразу, по отсутствию в нём кошек и собак. Но в особенности кошек.
Особенно удивляться тут нечему. Кошки не единожды упоминаются Ветхом завете:
- "на тело их и головы (языческих идолов) налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки". (Послание Иеремии);
- "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой". (Книга Пророка Исаии 14);
- «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» (Бытие, глава 9, стих 5).
Это же просто триллер какой то! «Святая» книга говорите? Учит любви к Богу и ближнему? Но особенно «возлюбили» братьев наших менших в средневековой Европе.

Кошки, бросаемые в огонь на Плас де Грев. Иллюстрация из книги «Добрый король Генрих» Абеля Германа (Abel Hermant, Bibliotheque des Arts Decoratifs, Paris, France)
Нравы Европейцев шокируют и сегодня, и возникли они не на пустом месте. Они, «просвещённые», тыкают нам в глаза тем, что у нас по улицам медведи ходят, когда хотят подчеркнуть нашу дремучую дикость. Ребята! Вы совсем больные? У нас то с медведями всё в порядке, а вы то придурки, своих всех сожрали! И кто из нас дикий?
Вспомнился случай, из моего армейского прошлого, когда подрались два солдата из батальона обеспечения. Офицер спрашивает их, чего не поделили, мол, а один мямлит: - «Он меня чуркой назвал, а я ему ответил, что он сам чюрка нерусский». Офицер чуть не умер от смеха. Один солдат был туркменом, второй таджиком.
Да, у нас на самом деле медведи по улицами иногда ходят, и это повод гордиться, а не стыдиться. А ещё у нас не горели на кострах бабы, а рожали в это время детей.
Сегодня Ватикан отбрёхивается, и утверждает, что с 1300 по 1700гг. в соответствии с архивами инквизиции, было сожжено на кострах всего-навсего 23000 ведьмы. Всего навсего… И это при том, что архивы постоянно горят и тонут. По подсчётам тех, кто не доверяет попам, только за один XVI век на костре сгинуло около шести миллионов женщин, обвинённых в колдовстве.

Эта цифра, несомненно ближе к истине. И если учитывать количество европейцев тех времён, то получится, что на одну девчонку, по статистике девять ребят. Что же удивляться разгулу педерастии в Европе?
Но ведь сжигали не только ведьм. Вместе с ними на костёр отправляли и котов! Мало кто знает, что судам инквизиции подвергались свиньи, кошки, собаки, и другие животные. Например последний смертный приговор корове был вынесен, согласно архивам в 1741г. А за связь ведьм с котами, последних начали истреблять в массовом порядке.
За ее фосфоресцирующие глаза, за странную способность мурлыкать, за привычку спать весь день, а ночью предаваться какой-то сомнительной деятельности, служители церкви не жаловали кошку и считали ее союзницей Сатаны.

Несчастных котеек обвиняли в самых страшных преступлениях против демократии. Им приписывали даже в совращение монахинь!

Надпись на гравюре - flaisch macht flaisch
Это начало старинной поговорки "fleisch macht fleisch, fish macht nicht", что значит: -
мясо делает мясо / рыба не делает ничего. Второй вариан - мясо дает мясо, рыба не дает ничего
Так же fleisch может быть сокращением от слова Fleischeslust, что значит "cексуальное влечение", либо использование жаргонного fleisch - "пенис"
Забавно, верно? Обратите внимание на чётки, которые в левой руке у монашки, там висит явно не крест. Сюжет гравюры, видимо отправляет нас к одному из составов преступления, которые совершали ведьмы. А именно, в похищении ими у спящих мужчин их членов, которые они затем прятали в птичьих гнёздах в лесу. А коты ведьм, знали где находятся такие гнёзда, и в обмен на рыбку, приносили члены тем, кто в них особо нуждался.
Ну что… Очень удобно обвинять в импотенции какую-нибудь ведьму. У нас и сейчас мало что изменилось в отношениях женщин и их мужей, которые пиво любят больше, чем своих жён.
Интересно, что в России, в те времена, когда европейские попы сжигали кошек вместе с хозяйками, наши попы кошек весьма ценили. Сугубо хозяйственные их качества поставили под защиту церковного закона.

Наших котэ на испуг не возьмёшь!
Красноречивее всего, об отношении к котикам говорят цены на них.
В "Правосудье митрополичьем", известном судебнике XVI века записано: -
За украденное животное устанавливался штраф: за голубя платили 9 кун, утку, гуся и журавля - по 30 кун, корову - 40 кун, лебедя - 70 кун, за вола, собаку и кошку - по 3 гривны.
Кошка по цене приравнивалась к волу! 3 гривны были деньги, и немалые.
Но со временем, продвинутые европейцы, кошек начали истреблять как класс. Только за то, что ты кот, тебе уже было уготовано место на виселице, или на костре.

А знаете ли вы, что значит роль кошек для народного хозяйства? Это сейчас они стали декоративным украшением, но раньше, без них жизнь вообще замирала. В прямом, а не переносном смысле.

Кошки — чемпионы по уничтожению мышей и крыс. Так, кот Таузер, живший при известном заводе по производству виски The Glenturret Distillery в Шотландии до 1987 года, за 24 года отловил их более 25 тысяч, точнее, 28899 мышей, не считая крыс и кроликов, что занесено в книгу рекордов Гиннеса.

Но даже это число уступает показателям пятнистой кошке, проживающей на стадионе Уайт-Сити в Лондоне. За шесть лет она поймала более 12480 крыс, что составляет пять-шесть крыс в день.
А их бедненьких, всё истребляли и истребляли, выдумывая всё более изощрённые зверские способы уничтожения по классовому признаку. Мало садистам виселиц и костров, так начали ещё и взрывать…

Современные историки утверждают, что таким образом, средневековые ракетчики пытались обстреливать неприятельские замки. Вы только вдумайтесь: - кто был первым умником, сделавшим такой «гениальный» вывод, мы уже вряд ли узнаем.

Однако, настоящие ученее твердят как попугае одну и ту же глупость. Голуби и коты использовались как зажигательные снаряды. Хотя бы один идиот, попробовал это экспериментально доказать?

Никакая птица не полетит с зажигательной бонбой на хвосте. Ни один кот не побежит в стан противника, если у него хотя бы щепка прицепится. Коты гораздо умнее европейцев, и сотвори с ними такой жуткий эксперимент, добьёшься только одного: - Кот начнёт метаться, валяться на спине, кусать и царапать всё вокруг, но никогда не побежит никуда, до тех пор, пока не освободится. Максиму, чего можно добиться этой экзекуцией, так это запалить свой собственный дом.
Значит это вовсе не «которакеты». Огромное количество гравюр с котами, у которых на спине реактивный ускоритель, говорит о том, что явление было массовым. Вероятно, так европейцы развлекались. Изуверское развлечение наравне со святой инквизицией, почти полностью уничтожили свободолюбивый кошачий народ.
Теперь представьте себе, что случилось в Европе, в результате котоцида? Правильно. Расплодились мыши и крысы. Причём в ужасающих масштабах, таких, что возникла реальная угроза национальной безопасности Евросоюза.

Расплодившиеся крысы сожрали все посевы злаковых, что привело к голоду в XIV веке, и массовому мору, что в свою очередь привело к масштабной эпидемии чумы, которую так же переносили крысы. Вот расплата за котоцид! По некоторым сведениям, во время эпидемии четырнадцатого века, до половины населения Европы погибли совсем. Полностью умерли.
Тогда народ начал искать виновных, и разумеется, нашёл. Люди вспомнили о ненависти евреев к кошкам, и объявили, что это они науськали всех утроить массовое побивание ни в чём не повинных домашних животных. Что было потом, всем известно. По Европе прокатилась волна еврейских погромов. И я не считаю, что европеи были совершенно уж неразумны. Логика в их действиях на самом деле присутствовала, хотя и не оправдываю жестокость в отношении какого бы то ни было народа, хоть кошачьего, хоть еврейского.
Дело в том, что сжигать кошек на костре, это национальная еврейская забава. Не далее как три дня назад, 11 марта 2016г., евреи праздновали свой праздник Победы, который они называют Лаг ба-Омер. Как они его празднуют? О!!! Это только для аудитории 18+.
Вот, что пишет об этом израильское информационное агентство Курсоринфо :
«Сегодня на исходе субботы израильтяне отметят праздник Лаг ба-Омер. Дети разожгут традиционные костры, а сотрудников полиции и пожарной охраны ожидают "длинная ночь" и напряженная работа.
Как сообщает радиостанция "Коль-Исраэль", около четырех тысяч полицейских будут охранять безопасность израильтян, прибывших к могиле праведника Шимона Бар-Йохая на горе Мерон – традиционному месту паломничества во время праздника Лаг ба-Омер. Примерно столько же пожарных мобилизованы для работы в этот вечер.
Активисты "зеленых" организаций подвергают резкой критике израильтян, широко отмечающих этот праздник. По их словам, речь идет о "примитивном обряде", при отправлении которого ежегодно калечатся десятки детей и причиняется значительный ущерб окружающей среде».
Известно ли вам, о каком таком «примитивном обряде» идёт речь? А вот о каком: - в этот день по всей стране жгут костры и подростки и взрослые кидают в эти костры котят и щенков."
Живьем!!! Это массовое, всем известное в Израиле явление. Это по вашему человеки? Нет. Это и есть лЮДИ. Они так празднуют! И что вырастает потом из ребёнка, который с радостью швыряет котёнка в костёр?
А знаете, что именно празднуют в этот день евреи? А празднуют они прекращение смертей 24000 учеников раввина Акивы. И умирали они. Как вы догадались, именно от чумы. И вот тот день, когда эпидемия закончилась, и многочисленные ученики уважаемого ребе перестали умирать, стал праздником, на котором дети, которым уже исполнилось три года, сжигают котят и щенков, поют и пляшут вокруг костров.
Скажете, что это антисемитский бред? Попробуйте сами поискать в интернете. Благодаря защитникам прав животных, которые в Израиле активно борются с мракобесием соотечественников, материалов в сети более, чем предостаточно. При чём, в основном русскоязычных. Вероятно, основными борцами с живодёрами, стали именно наши бывшие соотечественники, которые воспитывались в советских школах, в которых учили защищать флору и фауну. И если бы не они, мы продолжали бы быть в неведении о том, что именно и как празднуют евреи, втихаря от всего остального мира.
Картинка с израильского интернет-форума защитников прав животных.
Вот и сложилось. Так Леонардо Да Винчи, или тот кого за него выдают, неожиданно подсказал нам из прошлого что же на самом деле происходит и по сей день.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА

humus
1857. Этнографическая карта Европейской России

1866. Этнографическая карта Тифлисской губернии

1871. Карта южно-русских наречий и говоров

1873. Карта Прибалтийского края

1875. Этнографическая карта Европейской России

1880. Этнографическая карта Кавказского края. Редактор Н.К. Зейдлиц

1884. Этнографическая карта русского народа в Европейской России и Австрии

1886. Этнографическая карта Дагестанской области

1887. Этнографическая карта Кавказа

1900. Этнографическая карта Черноморской губернии

1903. Этнографическая карта Белорусского племени

1907. Этнографическая карта сельского населения Бессарабии

1910. Этнографическая карта Буковины, составленная Жуковским по данным переписи

1910. Этнографическая карта Буковины, составленная Йоном Нистором по данным переписи

1920. Этнографическая карта Татарской ССР

1926. Народы ЗСФСР и сопредельных частей Северного Кавказа

1940. Румынские (молдавские) поселения на территории Украины

Этнографическая карта Азиатской России

1941. Этнографическая карта Украины


НЕМНОГО О ПИТЕРЕ, ВЫСОТЕ ПОТОЛКОВ, И РУССКОЙ НАЦИИ
Это средняя высота потолка в хрущевках. По легенде, Ле Корбюзье, основной теоретик архитектуры массового жилья, обозначил эту цифру как минимум для существования человека. В СССР, естественно, с целью удешевления строительства этот минимум был взят за норму.
Это и было крупным просчетом, который, на мой взгляд, был одним из источников глобального сдвига в сознании нации.
Я же сторонник деталей, я считаю, что театр начинается с вешалки. И мелочь может определить развитие социума.
Все эти мысли окончательно в моей голове оформились после посещения в августе 2013 года Питера.
Я закончу их в конце своего сумасшедшего памфлета, а посередине будут красоты одного конкретного питерского дома.
Вообще, приезжая в Петербург, я всегда предпочитаю снимать квартиру посуточно, а не останавливаться в отелях.
Основная причина - это изнутри почувствовать дух старого Питера, пропитаться его энергетикой, уехать оттуда сумрачным, но с неукротимым дьявольским блеском в глазах, ну а по приезду наконец зарубить топором старуху-процентщицу.
Выбирать квартиры можно и нужно заранее - предложений в центре города тысячи, надо исходить из места и из аутентичности самой квартиры. Ну, чтобы лев гипсовый отваливающийся в парадном, двор-колодец, там нассано в углу, и кусок спальни находился в модерновом эркере. В предыдущий раз роль решило место (окна на Неву и Аврору), сейчас - интерьеры. В частности, я запал на прекрасную изразцовую печку образца начала XX века на одной из фотографий.
Место мне ничего не говорило - улица Колокольная, обычная коротенькая улочка (300 метров), недалеко от Московского вокзала, таких улочек сотни:
Приехали на машине почти ночью, но было сразу понятно, что это, что искали - шикарный дом в неорусском стиле, обалденное парадное, практически не загаженное, и конечно, великолепная старая квартира. Именно это и закончило в моей голове мысли про хрущевки и про роковую ошибку в истории русского народа.
Однако, обо всем по порядку.
Улица Колокольная по утру:
Наш дом даже издалека уже несколько выделяется в застройке сплошной фасадою:
Колокольня Владимирской церкви, давшая название улице:
Улица ничем не выделяется среди сотен прочих центровых улочек, застроенных жилыми домами. Исключение - наш дом:
Дом-пряник. Построен в 1900 году архитектором Никоновым, известным гуру неорусского стиля. Ну, известная тема, в конце XIX века общество почувствовало необходимость возврата к корням, к исконному, духовному, к шатрам, собольим шубам, медовухе, Ивану Купале, свальному греху, к стрельцам и бородам. Тенденции нашли свое отражение и в архитектуре.
Неорусский отличается от более топорного псевдорусского тем, что последний более топорно копирует традиционные формы. Первый их стилизует и зачастую пытается слиться в экстазе с полностью чуждым исконной русской духовности модерном. Вот с ним то мы и имеем дело.
Главное, конечно, что выделяет дом на фоне всех прочих - гигантское количество майолики. Изразцы в глазури.
Как и многое другое, их хочется полизать:
Вход в парадную под шикарным эркером:
Слева от входа - арка во двор:
Сразу две детали - кронштейн для светильника, чтобы освещать вход, и номер дома, выполненный майоликой:
Чугунный крепеж для флага:
Архитектор плотно работал с Художественно-Промышленной школой города Миргорода, что в Полтавской губернии, ныне на Украине. Они выполняли ему все керамические детали:
Кстати, это фото стырено из бескрайних просторов, т.к. сделано до ремонта здания в 2011 году. До ремонта изразцы частично отвалились, что и позволило увидеть клеймо. После химической чистки майолика засверкала как в 1900 году.
Собственно, о дате постройки напоминают флюгеры на шатрах, венчающих дом:
Архитектор Никонов был не только создателем, но и собственником этого дома, который был реализован как его доходный дом. Доходный дом - это дом, в котором все или большая часть квартир предусмотрены под сдачу. Это обычная практика того времени. Организация или частное лицо, которое обладает излишними капиталами, зачастую вкладывала их в очень надежный объект инвестиций - строительство собственного доходного дома.
Жить в доходном доме - рядовое дело для многих поколений горожан. Надежный договор, личные симпатии - и наследники доходного дома продолжают сдавать одну и ту же квартиру детям первых арендаторов, потом внукам, и так на протяжении десятков лет.
Вот и архитекторов Никонов, заработав денежек, построил свой доходный дом, и какой!
В доме изначально было 22 квартиры. На улицу фасадом выходит лишь небольшая часть здания - оно уходит в глубину квартала, имеет причудливую форму, и собственный двор-колодец. Дом Никонова сверху:
Заходим в парадную:
Парадная несколько сумрачна, но очень просторна:
Обернемся. Полы конечно обалденные:
Парадная двухъярусная. Лестница и ниша в стене:
Раньше здесь стояла или небольшая скульптура, или пышное растение.
Площадка около лифта и дверь первой квартиры:
Обернемся:
Как видно, длина входного холла не менее 25-30 метров. Светом его наполняют большие окна, выходящие в арку и во двор.
Чугунина над лифтом:
Лестница идет вокруг лифтовой шахты:
Витражи в окнах родные.
Перила сохранились полностью, что чугун, что дерево:
Обратили внимание, что по лестнице очень комфортно подниматься. Секрет в её ширине (в ряд может разминуться три человека), и главное - в высоте ступеней. Они ниже стандартных, привычных нам, сантиметра на 3-4.
В старости, когда плохо ходят ноги, эти 3-4 сантиметра кажутся адской мукой. Бес в деталях, это лишнее тому подтверждение.
Перекрытия второго этажа, покрытые лепниной, не мыли давно, наверное, с 1918 года, когда здание потеряло собственников, стало принадлежать всем, а следовательно, никому:
Декор держащих потолочные перекрытия столбов:
Вид вниз:
Подъезд рассчитывался на 9 квартир. По 2 квартиры на этаже, на первом - одна. Некоторые из них до сих пор коммуналки.
Все 9 квартир сохранили родные двери образца 1900 года, не поменяна ни одна:
В доме вообще на удивление прекрасно сохранилась столярка - двери, перила, рамы, вся расстекловка, на фасаде нет ни одного пластикового окна!
Квартира номер 6 на четвертом этаже - классическая коммуналка. Гирлянда звонков:
Механический звонок образца 1930-х годов:
У меня есть такой в Коллекции Всякой Дряни, только без надписи. Крутишь ручку - внутри квартиры дребезжит.
На фото он справа, а то мало ли, вдруг можно перепутать с памятной медалью "Советскому вибраторостроению - 50 лет":
Ну и наконец, именно на шестой квартире, единственной из всех, мое мальчуганское сердечко затрепыхалось еще сильнее. След от квартирной страховой таблички!
Означает, что квартира и её содержимое застрахованы в том или ином дореволюционном страховом обществе.
Не могу представить, если бы я нашел её там саму. Наверное, потерял бы сознание и упал бы в шахту.
На самом деле, их наверняка еще немало в Питере висит на дверях - закрашенных, ржавых и забытых.
В моем случае, с некоторой долей вероятности, висела "ушастая" табличка Первого Российского Страхового Общества, вон, одно левое "ухо" осталось на двери под гвоздем. У меня есть подобная в коллекции:
На противоположной двери седьмой квартиры тоже следы от табличек, но не страховых. Это, почти наверняка, именные таблички-визитки:
Ну вот такая хоть, что ли:
Ну и конечно, сразу бросается в глаза, что над всеми дверьми сохранились изначальные изящные таблички с номером квартиры. Вот наша квартира на третьем этаже, четвертая:
Вернее, за дверью четвертой квартиры скрываются две - собственно четвертая и наша, двадцать третья:
Объясняется подобный казус просто. В 1920-е годы часть просторной четвертой квартиры откусили, выделили в отдельную, и отдали некоему чиновнику из Смольного. Поскольку в доме было 22 квартиры, свежесделанная квартира получила номер 23. Так и повелось - идет квартира номе 1, 2, 3, 4, потом 23, потом 5.
Зайдем же в нее.
В прихожей стоит дорожный сундук:
С ним когда-то давно неизвестный нам пассажир проехал от Питера до Харькова:
Тащил он его, естественно, не сам. Система транспортировки багажа, как мы видим по этикетке, не сильно отличалась от современной авиа-системы.
Вид во двор:
Башня во дворе - это черная лестница, там еще один подъезд. Понять масштабы поможет стыренное фото, сделанное со двора:
Вид двора-колодца из окна парадной последнего этажа:
Во многом благодаря тому, что квартира всю советскую власть принадлежала одной семье (того самого чиновника), а не была коммуналкой, она идеально сохранила интерьеры:
Сейчас она, конечно, стилизована (в первую очередь мебелью и картинами), но декор весь дореволюционный.
Сказали, что раньше весь третий этаж занимал Шаляпин с первой семьей, т.е. это часть его квартиры, но в открытых источниках подтверждения я не нашел.
Печь с поливными изразцами образца 1900 года, кажется, готова к работе:
Из мебели лишь кресло у печи антикварное, конец XIX-го. Все остальное - новодел под старину.
Печная заслонка также закрыта изразцом:
В комнате очень много лепнины:
Маскарон перекликается с декором всего дома, в том числе декором парадной:
Лепнина на потолке:
Реставрировать её не пришлось, она сохранилась полностью, её лишь промыли:
Крупнее детали:
Другая небольшая комната и кухня:
На этом можно было бы и закончить это небольшое погружение в мир старого Петербурга, если бы не то самое ощущение, которое я испытал, стоя в этой комнате, и которое и послужило толчком к написанию этого пассажа.
Комната не самая большая - метров 25, наверное. Высота потолков - более 4 метров. И стоя в этой комнате, мне вдруг захотелось распрямиться, расправить грудь, спину.
Это диаметрально противоположное ощущение тому, которое я испытываю, находясь в хрущевках. Там наоборот, хочется втянуть голову, на которую давит потолок, сжаться, стать маленьким, не задеть шкаф, не споткнуться о кровать, хочется скорее сесть.
Собственно, вот оно.
Поколения, выросшие в советских квартирах, то есть почти все мы, и я тоже, они такие - с втянутой головой, зажатые, закомплексованные, не тронуть бы что, абы что не вышло.
Это, конечно, большая трагедия - народ, обладающий гигантскими просторами, и выросший на этих просторах, сам себя загнал в клетушки маленьких квартир, в микраши городов, в ограниченное пространство.
Люди, выросшие в деревне, на широких просторах, обладают широтой души.
Урбанизация - естественный процесс, но как и любой другой процесс, его можно было осуществлять совсем по-другому, как говорит нам опыт других стран.
Раньше и в России понимали всю важность простора бытового пространства, раз уж ты живешь в городе, а не на родных просторах Восточно-Европейской равнины - отсюда и все эти гигантские парадные, и высоченные потолки, и лепнина, и размах. А ведь это обычный дом под сдачу, хоть и для людей с доходом выше среднего.
Было бы ошибкой считать, что подобная роскошь только для господ - ведь все дореволюционные дома с высокими потолками, я неоднократно бывал и в бывших рабочих казармах - там вообще высота потолков под пять метров. Наверное, если бы кто-то тогда предложил сделать высоту потолков ниже трех метров, на него посмотрели бы как на душегубца.
Так оно и вышло.
Поколения, выросшие в просторах, обладали соответствующим характером русского человека. Строить железную дорогу - так самую большую в мире, покорять - так Сибирь, лететь - так в космос, воевать - так до конца.
Даже заключенные в сталинские коммуналки и затем хрущевки, они сохраняли эту широту души и русский размах.
Люди же, выросшие изначально в таких условиях, родившиеся в 1960-е годы и позже, в массе с детства ставят себе задачи а ля "как впихнуть тумбочку между кроватью и комодом, чтобы не упал шкаф". Они ходят, втянув голову в плечи.
Это, конечно, не аксиома, везде есть место массе исключений, но тенденция именно такая.
От людей, выросших в квартирах с потолками 2.48, уже можно не ждать широких поступков и тем паче мыслей о славном Отечестве. В массе своей наши цели примитивны, а мысли узки, как наши квартиры.
Что делать? Поднимать высоту потолков.
Свежие комментарии