На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 042 подписчика

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Я не знаю, какие доклады получает каждый день на свой рабочий стол настоящий лидер Ирана Сейед Али Хосейни Хаменеи, н...А с ПВО действите...
  • Геннадий Свешников
    Господа удавы как и товарищи очень любят красиво жить,о друзьях, хорошо было сказано в песне Владимира Высоцкого в ки...А с ПВО действите...
  • Юрий Ильинов
    "Актом отчаяния стали диверсии в Тегеране с выведением из строя городского водопровода и канализации, судорожные попы...Невероятное-25: У...

Зарубежная пресса о корабле Crew Dragon, убытках России и конкурентах NASA

Илья Полонский

 

Зарубежная пресса о корабле Crew Dragon, убытках России и конкурентах NASA


Пилотируемый космический корабль Crew Dragon успешно состыковался с МКС. Это событие не осталось незамеченным со стороны мировых средств массовой информации, но оценки ему давались противоречивые.


Исторической миссией назвали произошедшее событие авторы The Guardian.
В Los Angeles Times пишут, что NASA более не придется зависеть от России в вопросах доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Тем более, что стоимость таких полетов всегда была не дешевой – 70-80 млн долларов (ранее называли еще более высокую цену – 90 млн долларов).

Также издание положительно оценило опыт сотрудничества NASA с коммерческими компаниями. Подобная практика, убеждены в Los Angeles Times, откроет путь к колонизации Луны и Марса. О том, что девять лет зависимости США от российских «Союзов» остались в прошлом, пишет и агентство Bloomberg.

Кеннет Чанг из The New York Times также обращает внимание на то, что теперь можно будет не зависеть от России, и утверждает, что вслед за астронавтами капсула сможет доставлять в космос и космических туристов.

SpaceX стала первой частной компанией, совершившей подвиг, выведя людей на орбиту. До этого подобное было под силу лишь государственным структурам,

- отметил автор The New York Times.


Марчин Качмарчик из польской Gazeta злорадствует последствиям запуска Crew Dragon для российской космической отрасли. Ведь доставка американских астронавтов была неплохим средством извлечения прибыли для России. Впрочем, многие польские читатели настроены довольно адекватно и напоминают, что это – лишь первый за долгие годы полет американского корабля, тогда как Россия отправляла людей в космос на своих кораблях постоянно.


Еще непонятно, смогут ли американцы безопасно вернуться,

- шутит один из польских читателей.

Китайское издание Sohu обращает внимание на другой, очень интересный аспект состоявшегося полета. Впервые монополия NASA была «взломана» частной компанией, и для NASA этот шаг таил определенные риски.

Мало того, что NASA вверило столь большую ответственность коммерческой организации, так еще теперь и «частники», получается, смогут летать в космос сами. С другой стороны, пишет Sohu, у NASA особо не было выхода, учитывая сильное стремление освободиться от России в космических полетах.

Издание Sina также пишет о новой идее NASA – обеспечить коммерческую конкуренцию в космической сфере, что должно повысить эффективность ее развития. Собственно, история со стыковкой Crew Dragon это прекрасно показала.

В то же время, Sina подчеркивает:

Должно быть ясно, что хотя SpaceX выполнил первый полет первым, это не означает, что SpaceX сформировал монополию.

В действительности, сам факт полета, организованного коммерческой компанией, и здесь китайцы правы, может полностью переформатировать американскую космическую отрасль, интегрировав в нее частный бизнес и сделав более гибкой и креативной. Но последует ли примеру США Россия? Похоже, что в нашей стране государство еще не готово к тому, чтобы позволить частным компаниям вмешиваться в столь важные не только для науки, но и для обороноспособности страны направления.

О составе стелс-покрытия истребителей 5-го поколения: разработки и проблемы


Использование стелс-технологий, обеспечивающих малую заметность, является отличительной чертой истребителей пятого поколения. Одним из ключевых компонентов малой заметности является именно стелс-покрытие.


Что представляют собой стелс-покрытия


Радиопоглощающие покрытия и материалы (РПМ) – это и есть те самые стелс-покрытия, которые придают самолету эффект меньшей заметности. Одним из наиболее распространенных стелс-покрытий является iron ball paint. Этот состав содержит микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Эффект действия прост: излучение локаторов превращается в тепло, что позволяет уменьшить заметность объекта. Подобным материалом был покрыт разведывательный самолет SR-71 Blackbird.

Резонансные покрытия обладают толщиной в ¼ длины волны, что позволяет отражать излучение от внешней и внутренней поверхностей покрытия. Что же касается нерезонансных покрытий, то они рассеивают излучение или отражают его в разных направлениях.

О составе стелс-покрытия истребителей 5-го поколения: разработки и проблемы


По понятным причинам, ни в России, ни в США особо не афишируются технологии, используемые при создании новейших истребителей. И, тем не менее, определенная информация о них, включая и состав снижающих заметность покрытий, попадает в прессу. Так, еще год назад стало известно, что новое стелс-покрытие получила кабина российского многоцелевого истребителя 5-го поколения Су-57. В «Ростехе» заверили, что новый композитный материал, примененный в покрытии, на 30% снизил заметность кабины. Покрытие увеличивает в 2 раза поглощение радиолокационных волн.



Стелс-покрытие наносится на фонари самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К. Оно представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм. Благодаря ему снижается заметность самолета для радиолокационных средств противника, а пилот истребителя защищается от теплового фактора, ультрафиолета и иных негативных воздействий. Последнее также очень важно. Поскольку покрытие в три раза снижает тепловую составляющую солнечной радиации, а воздействие на пилота ультрафиолета снижается почти в шесть раз.

Современные радиопоглощающие покрытия отличаются от применявшихся лет 10 тому назад весьма существенно. В частности, они обладают переменной по профилю толщиной, сложной структурой с меняющимися значениями диэлектрической и магнитной проницаемостей и по толщине, и вдоль поверхности обшивки. Состав покрытия позволяет модифицировать падающую на него электромагнитную волну так, чтобы она не смогла передать противнику информацию, способную "раскрыть" параметры военной техники.

Большая часть поверхности самолета обрабатывается с помощью лакокрасочных технологий. А.Н. Лагарьков и М.А. Погосян в одной из своих статей отмечали важность ферромагнитных мелкодисперсных наполнителей с заданными значениями магнитной проницаемости. Также широко применяются плазменные технологии. Например, рассеивающее покрытие на фонаре кабины истребителя создается при помощи плазменно-вакуумной технологии.



Как у F-22 и F-35 появились проблемы со стелс-покрытием


В то же время, иногда стелс-покрытие создаёт дополнительные проблемы самолётам. Так произошло, в частности, с истребителями ВВС США F-22 Raptor, которые были задействованы в операции международной коалиции в Сирии. Непростой сирийский климат с его песчаными бурями привел к тому, что радиопоглощающее покрытие F-22 стало отваливаться буквально кусками. Это произошло из-за того, что покрытие стало терять прочность.

В 2019 г. Bloomberg опубликовал доклад Министерства обороны США, в котором говорилось об аналогичных проблемах со стелс-покрытием самолетов F-35B, которое также изнашивается быстрее, чем рассчитывали при его нанесении. Во время полета на сверхзвуковой скорости стелс-покрытие попросту сгорает, что превращает самолет в легкую мишень для истребителей даже четвертого поколения.

В то же время, американский летчик Уильям Флинн в интервью Defense News отметил, что с такими проблемами самолеты сталкиваются во время длительных полетов на сверхзвуковых скоростях, а в реальных боевых условиях необходимость в столь длительных полетах как правило отсутствует.

Стоит отметить, что исследования в сфере разработки новых стелс-покрытий продолжаются. Например, коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» и Политехнического университета Турина (Италия) выдвинул проект новой стелс-маскировки, которая позволяет сигналу радара не отражаться или поглощаться, а просто проходить насквозь. То есть, достигается эффект «отсутствия объекта».

Отражение массированной атаки БПЛА: вопросы тактики по опыту Сирии и Ливии


Опыт современных войн в Сирии и Ливии показывает, что все более активную роль не только в разведке, но в нанесении ударов по позициям противника играют беспилотные летательные аппараты. Особенно активно дроны использует Турция. Атаки БПЛА стали уже ее «фишкой».


А был ли «рой»?


На активное применение дронов турецкими вооруженными силами давно обратили внимание зарубежные эксперты. Так, руководитель программы по изучению экстремизма и контртерроризма Института Ближнего Востока США Чарльз Листер, характеризуя сирийскую кампанию Турции, отметил, что она воюет в основном с помощью БПЛА, поддерживая их действия артиллерийским огнем.

В Идлибе Турция применяла беспилотные летательные аппараты двух типов: оперативно-тактические Bayraktar TB2 и многоцелевые TAI Anka. Новая тактика получила название «рой дронов» и позволила нанести серьезный ущерб сирийской армии. Первое время сирийские сухопутные войска чуть ли не ежедневно несли большие потери от действий турецких БПЛА.

Впрочем, последнее обстоятельство было вызвано скорее низким уровнем организации войсковой противовоздушной обороны САА. Да и, строго говоря, можно ли назвать «роем» одновременно летящие 5-6 беспилотников? Поэтому некоторые эксперты вообще сомневаются в том, что можно говорить о каком-то «рое» дронов. Не так дешевы «Байрактары» в производстве, чтобы их роем бросали в атаку. Рой не рой, но те же 5-6 ударных БПЛА сегодня всё же приносят определённый эффект на ТВД.

Новые мишени и легкие цели


Впоследствии применение БПЛА турецкого производства вновь показало высокую эффективность во время боев в Ливии, где поддерживаемые Турцией силы Правительства национального согласия Фаиза Сараджа сражаются с Ливийской национальной армией маршала Халифы Хафтара.


Уничтожение пикапа ЛНА Хафтара турецким БПЛА

Но здесь, в отличие от Сирии, войска Халифы Хафтара к атакам дронов оказались готовы. Этим объясняется и смещение целей атак беспилотников: если в Сирии «Байрактары» наносили удары по танкам, бронемашинам или автомобилям сирийских сухопутных войск, а также по укреплениям, то в Ливии объектами атак турецких дронов, помимо привычных мишеней, стали станции слежения и комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) российского производства, которые находятся на вооружении армии Хафтара.

Особую эффективность в противодействии атакам дронов продемонстрировали ЗРК «Панцирь-С1» российского производства, находящиеся на вооружении армии Хафтара. Они уничтожили большое количество турецких дронов, что и заставило переориентировать атаки БПЛА на сами ЗРК «Панцирь-С1», которые ливийские военные могли выводить в одиночном варианте буквально посреди пустыни, превращая их в самые настоящие мишени.

Например, во время захвата верными ПНС войсками авиабазы «Аль-Ватия», игравшей важную роль в коммуникации ЛНА Хафтара, был уничтожен один из «Панцирей», о чем триумфально заявили представители Триполи.

Также в сети появилось видео якобы имевшего место уничтожения турецким беспилотником комплекса радиоэлектронной борьбы «Красуха». Однако кадры заставляют очень серьезно усомниться в правдивости турецких источников. Смотрите сами:


Помимо «Панцирь-С1», неплохую эффективность в борьбе с турецкими беспилотниками демонстрировали ЗРК «Бук-М2Э». Только в боях в провинции Идлиб ими были сбиты десятки турецких дронов. Такая неудача даже заставила Реджепа Эрдогана обратиться за помощью к НАТО в проведении разведки российской авиабазы Хмеймим, а это о многом говорит.

Но преимущества атаки с помощью дронов очевидны. И основаны они на эффекте неожиданности. Например, следуют два военных автомобиля без должного прикрытия ЗРК, и вот он – удар с воздуха.

Если крупные колонны, тем более военные объекты от дронов закрывать довольно просто с помощью средств ПВО и возможностей РЭБ, то как раз с малыми группами военных, небольшими блокпостами все обстоит плохо. Как защитить их от атак беспилотников – вопрос насущный, требующий решения.

Какую тактику отрабатывают в ВС РФ


В российской армии пока отрабатывалась тактика противодействия разведывательным дронам. Для этого создавались специальные группы в составе средств ПВО, РЭБ и снайперских пар с ПЗРК «Игла». Расчеты ПЗРК располагались на удалении от переднего края, чтобы нанести удары по БПЛА до того, как они выполнили свою задачу. Если ПЗРК не могли уничтожить БПЛА, в дело вступали ЗСУ «Шилка». Такая тактика была опробована на учениях в Восточном военном округе.


Против так называемого «роя» эффективны иные методы, а именно – радиоэлектронное подавление, включая «шумовую завесу». Комплекс РЭБ «Красуха» глушит сигналы управления БПЛА в радиусе 300 км. Затем в действие вступает «Панцирь», но работает он по дронам не дорогостоящими ракетами, а из спаренной 30-мм пушки, если высотность цели позволяет.

Таким образом, эффективное взаимодействие современных средств РЭБ и средств ПВО является главной основой тактики, позволяющей нейтрализовать даже массированную атаку дронов противника.
наверх