Снос памятника Коневу и флаг Тибета: как мэр Праги поссорился с Россией и КНР
Демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу и переименование площади в Праге в честь Бориса Немцова вмиг превратили Чехию в конкурента Польши, Украины и прибалтийских республик по провоцированию России. Похоже, власти Праги не только не понимают последствий своих действий, но и не могут сами ответить на вопрос, что же заставило их так действовать.
Мэр чешской столицы Зденек Гржиб недавно дал интервью изданию Respekt. В нем он жалуется, что до сих пор находится под полицейской охраной – якобы из-за некрасивой истории с памятником маршалу Коневу. Придумали даже какого-то «российского дипломата», который вроде и не дипломат, а разведчик, но специально приехал в Прагу с целью отравить муниципальных служащих, принимавших решение о демонтаже памятника. Такую версию также изложило издание Respekt.
Доказательств подобной информации нет, но чешские СМИ ее усиленно тиражируют, а МИД Чехии объявил двух сотрудников российского посольства персонами нон грата. Таким образом, Чехия активно включилась в информационную войну против России, ведущуюся Западом.
По дальнейшим действиям чешской стороны стало понятно, что демонтаж памятника советскому маршалу был произведен специально, в провокационных целях. Для этого же потребовалось властям столицы и переименовывать одну из пражских площадей в площадь имени Бориса Немцова. Покойный российский политик никакого отношения к Чехии и чешскому народу не имел, но в мэрию Праги обратились горожане с петицией об увековечении памяти российского оппозиционера. Так еще какую площадь назвали именем Немцова — примыкающую к посольству Российской Федерации в Праге!
А чего стоит появившийся на постаменте снесенного памятника Коневу унитаз? Не прямое ли это оскорбление чувств миллионов россиян, да и самих чехов (среди которых далеко не все, к счастью, солидарны с действиями руководства Праги)?
Объясняя нежелание пражских властей прислушиваться к мнению России, Зденек Гржиб заявил, что речь идет о стране, которая оккупировала Чехию десятилетиями. Очевидно, пан мэр забыл, кто в действительности оккупировал Чехию и не десятилетиями, а столетиями. Странно слушать упреки в адрес России от представителя страны, которая несколько столетий входила в состав империи Габсбургов, где место чехов в социальной иерархии было гораздо ниже, чем немцев и венгров. Напомним, что независимое существование Чехия (Чехословакия) начала в современной истории лишь в 1918 году, после распада Австро-Венгерской империи по итогам Первой мировой войны.
В 1938 году, всего лишь спустя двадцать лет, Чехия опять прекратила независимое существование, так как была захвачена гитлеровской Германией. Новая эра ее политической независимости началась как раз благодаря тому самому маршалу Ивану Коневу, чей памятник демонтировали в Праге. И благодаря СССР. Но сегодня, вместо того, чтобы выставить претензии Австрии за многовековое угнетение чешского народа или Германии за ее зверства в годы Второй мировой войны, Чехия ищет себе врага в лице страны-освободительницы, благодаря которой она и обрела вновь независимость.
Кстати, если уж поминать прошлое, то как обстоят дела с поведением белочехов на территории России? Куда делась весомая часть золотого запаса Российской империи, к краже которого приложили свою руку офицеры Чехословацкого корпуса? Почему бы Праге не ответить на эти неудобные вопросы? А ведь о том, что чехословаки украли богатства российского государства, пишут сами современные чешские историки!
Мэр Праги Зденек Гржиб
Интересно, что, помимо России, Чехия в последнее время умудрилась поссориться и с Китаем. В данном случае причиной противоречий стали, во-первых, договор с Тайбэем – столицей Тайваня, а КНР, как известно, очень негативно относится к любым попыткам признания Тайваня политически суверенным государством, а во-вторых – поднятие тибетского флага на Новой ратуше и торжественный прием в честь председателя тибетского правительства в изгнании. Естественно, что такие действия были расценены Пекином как поддержка Прагой сил, выступающих против территориальной целостности китайского государства.
Действия по демонтажу памятника Коневу в Праге вполне укладываются в общую линию декларируемого США пересмотра итогов Второй мировой войны. Американцам очень выгодно выставить в роли безупречных героев-победителей исключительно западных союзников, постепенно нивелируя роль СССР и Красной Армии в освобождении Восточной Европы. Первыми такую позицию США стали реализовывать республики Прибалтики и Польша, затем Украина, а теперь наступила очередь Чехии.
Что интересно, президент Чехии Милош Земан назвал демонтаж памятника «глупостью, совершенной незначительными политиками». Но к словам главы государства пражские власти не прислушались: тот же мэр Гржиб счел одним из главных достоинств Чехии независимость муниципальных властей от государственных в принятии важных решений.
День русского языка: повод задуматься о проблемах великого и могучего на постсоветском пространстве
6 июня, в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, Россия отмечает День русского языка. На русском языке говорит более 260 млн. жителей планеты, его значимость для мировой культуры действительно неоценима. Но есть у русского языка сегодня и проблемы, особенно в бывших республиках СССР.
Русский язык и политическое влияние России
Распространение русского языка в Евразии осуществлялось вслед за политической экспансией российского государства. Включение в состав России огромных территорий в Поволжье и на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе привело к превращению русского языка в подлинный язык межнационального общения на значительной части всего евразийского пространства.
Однако русский язык сталкивался и с многочисленными препятствиями, в том числе активно стимулируемыми извне: враги государства российского на Западе и Востоке справедливо видели в распространении русского языка укрепление политического влияния России и делали все возможное, чтобы «оторвать» от мира русской культуры целые регионы.
Прекрасная возможность для дерусификации представилась после распада Советского Союза. Языковой вопрос приобрел еще более острое политическое значение, так как местные националистические элиты в бывших союзных республиках стали делать все возможное, чтобы стереть «русский след» в истории своих новоявленных государств. Конечно, самое важное культурное влияние заключалось не в памятниках, не в названиях улиц и городов, а в массовом использовании русского языка. На путь дерусификации вступили в той или иной степени практически все бывшие союзные республики.
В настоящее время официальный статус государственного языка русский язык сохраняет, помимо Российской Федерации, лишь в Белоруссии (наряду с белорусским языком), а также в частично признанной Республике Южная Осетия (наряду с осетинским языком), в непризнанных Приднестровской Молдавской Республике (наряду с молдавским и украинским языками), в Донецкой и Луганской Народных Республиках (наряду с украинским языком). Казахстан, Кыргызстан и Абхазия сохранили за русским языком статус официального языка государственных учреждений, а Таджикистан – статус языка межнационального общения.
Дерусификация как попытка освободиться от российского наследия
Отказ от использования русского языка в качестве официального для большинства постсоветских республик означал лишь одно – постепенный разрыв с миром русской культуры и русской истории. Особенно вопиющей выглядит попытка отказа от русского языка на Украине, где на нем говорит в быту более половины населения страны. Но интересна и позиция республик Центральной Азии.
К примеру, в Узбекистане, где русский язык ныне является лишь одним из иностранных языков, во-первых, значимая часть национального благосостояния складывается из переводов гастарбайтеров, работающих в России, а во-вторых, русский язык остается реальным языком повседневного общения неузбекской части населения.
Для жителей Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Армении и ряда других постсоветских республик уровень владения русским языком во многом является определяющим при трудоустройстве в России. Неслучайно так высок престиж немногочисленных уже русскоязычных школ в тех же Узбекистане или Таджикистане: националистическая демагогия не мешает местным элитам отдавать своих детей именно в эти школы.
К сожалению, долгое время российское правительство самоустранялось от решения проблем русского языка за пределами России. Даже сейчас, несмотря на более активную внешнюю политику Москвы, русский язык на постсоветском пространстве теряет свои позиции. Изображая лояльность перед Москвой, тот же Эмомали Рахмон задал тон отказа от русских окончаний фамилий. И вот недавно нижняя палата таджикского парламента запретила русские суффиксы в отчествах. Теперь вносить в свидетельствах о рождении их не будут. Никакого логического объяснения этому решению, кроме махрового национализма, нет: в России, например, не заставляют нерусских граждан страны принудительно русифицировать окончания фамилий или отчества (сколько азербайджанских отчеств «-оглы» или «-кызы», к примеру).
Большой проблемой стали попытки латинизировать национальные языки, отказавшись от пришедшей вместе с русским языком кириллицы. В итоге в Узбекистане узбекский язык сейчас существует в латинской и кириллической версиях, что окончательно запутывает саму же узбекскую молодежь при его изучении.
В некогда братской Украине использование русского языка встречает не менее ожесточенную реакцию националистов. При этом на Украине отношение к языковому вопросу еще более внимательное, так как именно языковой фактор играет важную роль в конструировании украинской политической нации: надо заставить «русских» украинцев отказаться от русского языка, а там с одним-двумя поколениями уйдет и самосознание.
Украинский сценарий в более мягком варианте рано или поздно начнут обкатывать и в Белоруссии. Это сейчас, пока у власти Александр Лукашенко, русский язык сохраняет статус второго государственного, но что будет потом, особенно если сместится политический вектор Минска? Ведь Украина легко забыла о десятках миллионов русскоязычных граждан страны, к которым, кстати, не только русские относятся, но и те же украинцы, греки, болгары, евреи, татары и прочие, и начала кампанию против русского языка. К сожалению, реакция Москвы на то, что происходит с русским языком вне России, оставляет желать лучшего.
Свежие комментарии