На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 040 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Глава МИД ФРГ: Берлин «стал немного честнее» и уже не ставит своей целью военное поражение РФ на Украине Пока новоис...С продвижением ар...
  • Юрий Ильинов
    Политолог: между Россией и Германией может начаться война в ближайшие недели Обстановка на возможном европейском теа...РПЛ-20 идёт в вой...
  • Юрий Ильинов
    Трамп объяснил, почему США не ввели новые санкции против России США не идут на ужесточение санкционной политики в от...А ведь Сикорские ...

Весеннее настроение из 1871 года

Литература и история

Весеннее настроение из 1871 года

Весеннее настроение из 1871 года

Трудно найти того, кто никогда не видел, не писал сочинений по мотивам или даже не пытался перерисовать картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели", оригинал которой сегодня хранится в Третьяковской галерее.

У этого полотна есть особая магия, которую живописец создал с помощью кисти, словно волшебник, использовавший для этого некий диковинный артефакт. В чем же секрет этого волшебного действа? Попытаемся разобраться!

Начало работы над первыми эскизами датируется мартом 1871 года. В то время Саврасов находился в селе Молвитино, более известном в позднейшие периоды как Сусанино. Там он с натуры решил запечатлеть весну и, как все мы знаем, преуспел в этом. Он сделал несколько набросков, которые сегодня имеют цену, конечно, меньшую, чем готовый рисунок. Заканчивал свой шедевр художник уже в городе. Он так поступал всегда — только первые эскизы делал с натуры, вдохновляясь ее атмосферой.

Село Сусанино (Молвитино)
Село Сусанино (Молвитино)

На изображении можно увидеть три березы. Все лишены четких и прямых линий. Их стволы изгибаются под разными углами, что особенно бросается в глаза, когда мы говорим о крайнем слева растении, наиболее толстом и значимом для композиции. Над голыми еще ветками кружат грачи — первые вестники приближающегося тепла. Они вьют или обновляют свои гнезда, создавая динамику на картине, делая ее живой. Кажется, будто птицы вот-вот сорвутся с холста и закружат над головами людей, собравшихся полюбоваться их священнодействием.

Задний фон — это колокольня и покосившийся забор. Спустя годы там откроют музей, посвященный Сусанину — герою, который завел врага в непроходимые места ему на погибель, заплатив за подвиг собственной жизнью. Экспозиция сделана таким образом, чтобы симметрия была нарушена. Большая часть художественных элементов сконцентрирована в правой со стороны зрителя части картины. На оставшейся половине, можно найти таящий снег, лужи, небо. Живописец использовал очень мало цветов в погоне за натуралистичностью своего пейзажа. Он выбрал белый, разные оттенки голубого, коричнево и серого, местами переходящего в черный.

В целом картина получилась нетипичной для своей эпохи именно из-за отсутствия гармоничных пропорций и четких контуров. Но ее магия, конечно, не в технике, а в результате ее использования. Главное достижение Саврасова, которому неоднократно пришлось перерисовывать полотно для коллекционеров (так им понравилась работа), в умелой передаче атмосферы. Даже человек, который видит ее впервые, понимает, о каком времени года идет речь. Он словно вдыхает особый аромат весны, в котором морозность уходящей зимы смешивается с предвкушением тепла. Он ощущает прикосновение холодного ветерка к коже. Но он несет в себе надежду и вызывает не только мурашки по коже, но и вдохновение. Описывать словами такой шедевр живописи все равно что пытаться сделать очерк о путешествии — интересно и очень сложно. Ведь вслед за Саврасовым каждый, кто смотрит на полотно, отправляется в Молвитино-Сусанино и наслаждается сельской жизнью в середине марта.

-

Почему Татьяна отказала Онегину? Непопулярная версия

Почему Татьяна отказала Онегину? Непопулярная версия

Традиционно с серьезными литературными произведениями, которые вышли из-под пера великих классиков, люди знакомятся в школьные годы. С одной стороны, это помогает расширить кругозор и словарный запас, воспитать представление о морали и улучшить память, познакомить ребят с психологией, историей, социологией, научиться мыслить критически. Список можно продолжить. Но есть и минус. Не имея собственного жизненного опыта, дети часто не понимают поступков героев, тем более, если они могут иметь несколько трактовок. Старшеклассникам приходится целиком и полностью доверяя мнению учителя и официальной идеологии. И то, и другое допускает определенные субъективные искажения.

Так, на уроках, когда ученики под водительством строгого педагога разбирают мотивацию Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", и пытаются объяснить ее отказ от взаимоотношений с недавно любимым человеком, фраза "но я другому отдана, я буду век ему верна" обычно трактуется как проявление силы духа этой девушки, ее честности, принципиальности, благородства, порядочности. Но только ли в этом дело? Проходят годы, и если кто-то из выпускников возвращается к чтению классики, у него неизбежно появляются вопросы.

Почему Татьяна отказала Онегину? Непопулярная версия

Конечно, Пушкин любил свою Татьяну, о чем говорит в романе буквально прямым текстом, называя ее "Татьяна милая моя". Эта девочка, позже женщина, была для поэта олицетворением домашнего тепла и уюта, своего рода патриархальной Руси с ее незыблемыми принципами и вечной моралью. Само имя автор выбрал не случайно. Оно принадлежит старине и служит прямой отсылкой к мотивации Александра Сергеевича. Свое восприятие он подчеркивает, сравнивая Татьяну и ее сестру, отмечая субъективное превосходство последней. Пушкин наделяет свою главную героиню качествами, которые роднят ее с писателем и вызывают его невольное умиление. Так, Татьяна предпочитает тишину светской шумихе. Она любит читать, является созерцательницей. Она так же одинока, как поэт в юные годы, когда он, подобно Тане, жил в деревне и имел лишь одну наперсницу — свою няню. В то же время сердце Лариной чисто и преисполнено страсти. Она застенчива и склонна мечтать, но смела, ведь решается на признание в своих чувствах Онегину, что в те годы выходило за любые рамки и могло рассматриваться в качестве подвига. Все это выпускнику, пустившемуся в повторное плавание по страницам классики, наверняка рассказали в школе.

Но о чем умолчали? Например о том, что даже самая крепкая любовь блекнет со временем. О том, что принцип "стерпится — слюбится" никто не отменял. О том, что Тане мог достаться вовсе не такой отвратительный муж, как почему-то в юности все думают. И она могла пусть не полюбить его без памяти, как некогда Евгения, но быть ему благодарной, уважать, ценить. Или попросту ей понравился новый образ жизни, который она начала вести после вступления в брак. То есть, как подскажет опыт нашему выпускнику, Татьяна вовсе не обязана была желать воскрешения своей первой любви. Отказ от нее не был для нее каким-то особым подвигом. Напротив, он скорее является естественным. Ведь очень часто, встречая кого-то, к кому мы неровно дышали в прошлом, мы уже даже и не понимаем, в чем крылась причина того давнего увлечения. Так зачем, словно в "мыльной опере", снятой где-то в знойной Бразилии, бросаться в омут былых страстей? Для чего дуть на угли и разжигать успевшее потухнуть пламя? Есть ли в этом смысл? И является ли особым благородством или доказательством принципиальности/гордости/верности отказ от сего лишенного всякой логике действа?

Да, Пушкин любил свою Таню и наделял ее едва ли не большим числом добродетелей, чем Лев Николаевич Толстой Наташу Ростову. Но разбор автором персонажа, по сути, заканчивается на юных годах. А какой женщиной стала Татьяна? Этого мы доподлинно не знаем и можем лишь гадать, опираясь на собственный опыт. Финал романа, даже если в школе кажется иначе, открытый. И дело не во взаимоотношениях героев, а в вопросах, связанных с личностью девушки, с теми переменами, что должны были произойти неизбежно, когда развеялись ее воздушные замки и началась взрослая жизнь. И эта жизнь, на виду у светского общества, в компании человека, которого классик нам не стал рисовать детально, чтобы мы случайно его не полюбили, могла быть не так уж плоха. Настолько не плоха, что Евгению в ней просто не осталось места.

Правильные ли это рассуждения? Имел ли нечто подобное ввиду Пушкин, избегая конкретики? Или мнение учителей, тиражируемое поколениями, единственно правильное и не должно обсуждаться? Как ответить, зависит от личного восприятия. И все же, сам факт наличия вариаций в трактовке заставляет задуматься о том, что чтение классики в столь раннем возрасте, несмотря на очевидную пользу, имеет и минусы. Ибо многие вещи еще просто не приходят в голову старшеклассникам, а потому их взгляды на проблемы оказываются односторонними.

-

Правомочно ли такое понятие, как "молодежная литература"

Правомочно ли такое понятие, как "молодежная литература"

"Мне есть что вспомнить, но нечего рассказать своим детям". Эта фраза из популярного анекдота для многих современников является своего рода девизом, так как символизирует яркую, немного безумную юность, в которой чего только не происходило. И правда, о некоторых вещах детям точно лучше не говорить, даже если им самим уже стукнуло тридцать. А ведь так хочется обсудить самые неповторимые мгновения с кем-то, кто понимает и перед кем не придется краснеть до ушей! И это главная причина того, что романы, которые принято называть молодежными, все чаще читают люди зрелого возраста. То есть, не старшеклассники и студенты, а их родители.

Тогда как провести границу между молодежной и зрелой литературой и стоит ли это делать? Вопрос более чем спорный. Иногда почитаешь какую-то "молодежную" книгу и не понимаешь, как только всего сложного, двусмысленного, не всегда корректного или откровенного идущего под тегом "18+" можно показывать тем, кому не исполнилось хотя бы двадцать пять. А потом сразу ловишь себя на мысли — почему бы не показать? Пусть знают! Так да или нет? Показывать или не показывать? Рассказывать или промолчать?

Правомочно ли такое понятие, как "молодежная литература"

Посмотрим на примере цикла книг Дженнифер Арментроут "Жду тебя", которая состоит из пяти романов ("Жду тебя", "Будь со мной", "Останься со мной", "Влюбись в меня", "Навсегда с тобой") и целого ряда бонусных историй. Серия считается предназначенным для читателя старшеклассника или студента, но только потому, что таков возраст героев. И это самая частая градация, которая по определению внушает недоверие. Так и хочется спросить: позвольте, разве в возрасте дело? Те проблемы, которые поднимает автор этих книг, и та откровенность, что присуща ей в интимном вопросе, едва ли подойдет для целевой аудитории, обозначенной в аннотациях. Уж точно не только для нее.

Дженнифер Арментроут
Дженнифер Арментроут

Что же искать в книгах Дженнифер Арментроут мамам?

Начать следует, все же с проблем. Ибо, как ни крути, чем больше драмы, тем чаще мы называем книги "взрослыми". А тут ее более чем хватает!

На страницах представлена сложная тема роли женщины в современном обществе. Писательница балансирует на грани традиционных ценностей (ни одна героиня из пяти, в конце концов, без мужчины не может) и феминистических взглядов, в рамках которых почти от каждого парня в сторону хрупких и беззащитны дам исходит опасность. Писательница явно пребывает в заблуждении, что у всех мужчин на планете одно лишь на уме, а склонность к агрессии и вовсе у каждого второго в крови определена на генетическом уровне. Потому тема насилия в разных вариациях поднимается опять и снова, детально обсасываются психологические кризисы, возникающие у тех, кто столкнулся с такой бедой. Стоит ли так часто повторять подобные вещи юным девушкам? Не воспитает ли это ложные страхи и лишние предубеждения? Не создаст ли опасные для выживания всего общества стереотипы? Есть большие сомнения! Потому их мамам, имеющим свое собственное мнение по вопросу, книги будут куда полезнее с точки зрения взрослого драматизма и изучения любопытной штуки — психологии личности.

Правомочно ли такое понятие, как "молодежная литература"

Неплановые и плановые беременности, ощущения в процессе, становления инстинкта материнства, трагические ситуации, прерывающие данное состояние — все это едва ли для школьниц, которым предстоит еще многое испытать, прежде чем переживать на собственном опыте. Вероятно, Дженнифер Арментроут считала, что романтика, присущая ее книгам, детальное погружение не только в мрачные, но и в счастливые стороны момента помогут побороть предубеждения некоторых современниц, называющих себя чайлдфри, и примирит с ситуацией тех, кто оказался перед сходными с героинями проблемами. Но по факту любая детализация в таком щекотливом и глубоко личном вопросе скорее напугает до дрожи и оттолкнет, потому что слишком много правды о некоторых вещах лучше не знать. Уж точно не заранее. Следовательно, обсуждать такие вещи следует с теми, кто и сам через подобное проходил. То есть, снова с мамами, а не с дочерями.

Четыре из пяти книг имеют выраженный детективный и криминальный компоненты. Тут и изнасилования, и убийства, и запрещенные препараты, и трудные семьи, в которых чего только не происходит (о некоторых и мамы слыхом не слыхивали), и посттравматический синдром, возникающий у военных после горячих точек, и глубокая инвалидность. Все это трудно и мрачно. А главное, с большинством вещей, вокруг которых крутится сюжет, рядовая девушка, даже став бабушкой, так и не столкнется. Но ведь испугается! Поверит, что такое каждому предстоит! А зачем? Для чего сгущать краски? Почему бы не поболтать по душам с кем-то, кто хоть что-то в жизни видел и умеет проводить границы, не перекладывая чужие беды на себя?

Ну и, как вишенка на торте, интимная жизнь героинь. Такие подробности впечатлительных дев способны смутить. Это как раз тот случай, когда вспомнить есть что, а рассказывать детям не стоит. Конечно, можно рассматривать описания Дженнифер Арментроут как своего рода уроки по половому воспитанию. Только есть одно "но"! Все герои до определенной степени идеальны. Влюбиться в них — значит, до гробовой доски ждать принца на белом коне. А опыт подсказывает — он обычно задерживается в пути. То есть, с какой стороны ни глянь, а мамам, уже представляющим, каким образом устроен мир, и давно разучившимся краснеть, серия подходит больше.

Нет, конечно, цикл "Жду тебя" динамичен, красочен, разнообразен и порой может удивлять, а потому непременно увлечет молодых и горячих девушек. Но называть его молодежным? Однозначно адресовать его исключительно этой возрастной аудитории? Это, как минимум, странно и некорректно. Да и, вообще, почему у литературы должен быть возрастной рейтинг за исключением взрослая/детская?

-

Людовик XIV мылся два раза в жизни: правда или вымысел?

Людовик XIV мылся два раза в жизни: правда или вымысел?
"Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!"

Эта цитата взята из письма, которое отправила дочь Ярослава Мудрого, ставшая королевой Франции, своему отцу. Оно датируется еще одиннадцатым веком.

Принято считать, что за следующие столетия в стране мало что изменилось. Мол, на протяжении веков французы пренебрегали гигиеной, превращали свои дворцы в общественные туалеты и даже строили себе новые, чтобы временами переезжать с места на место, пока слуги избавляются от накопившейся вони. Бытует также же мнение о том, что местные короли были людьми нечистоплотными. Особенно часто это можно услышать про Людовика XIV. Говорят, что мылся тот всего дважды за всю жизнь. И причина в том — религиозные запреты. Но так ли это на самом деле?

Если внимательно изучить документы прошлого и узнать об обычаях и культуре французского дворянства эпохи Короля Солнце, станет очевидно — многое из того, что считается непреложным фактом и преподносится с соответствующими восклицаниями в досужих беседах, не более чем вымысел. Кто и когда его придумал, не имеет значения. Важно лишь, что этот кто-то ошибся.

Дурно пахнуть, а именно это происходит, если люди не проводят никаких гигиенических процедур, было приемлемо лишь для простолюдинов. Смрад считался синонимом физического труда, а его дворяне стыдились пуще любого разврата. Поэтому, чтобы никто не подумал, будто представители аристократии что-то делают своими руками и потеют, они регулярно обтирались влажными простынями, часто смоченными в воде, смешанной с винным спиртом. Это не только устраняло любой запах, но и дезинфицировало. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в то время и отсутствие антибиотиков, подобные меры лишними точно не были.

Богатые люди не только протирали себя водой в самых пахучих местах, но и по несколько раз в день меняли белье. Оно было сшито из очень тонкого материала, который хорошо впитывал пот. При частой смене, ароматы удавалось минимизировать. Естественно, каждое переодевание сопровождалось протираниями.

Людовик XIV мылся два раза в жизни: правда или вымысел?

Но вернемся к Людовику ХIV и его привычкам. Не лишним будет отметить, что каждое утро он начинал с того, что совершал туалет в присутствии множества вельмож. Ритуал включал в себя мытье рук водой с винным спиртом, протирание этой смесью лица и полоскание рта. В его дворцах всегда имелись ванны, о чем сохранилось немало свидетельств. Кое-кто из историков утверждает, что они предназначались для любовных утех, которые, правда, совершались в воде. Людовик слыл известным ловеласом. А значит, в ванны попадал довольно часто. Едва ли после этого он был таким уж грязным.

В юности король много плавал. Есть записи о том, что он мог переплыть реку и любил устраивать банкеты на берегу, приглашая на них своих вельмож. Естественно, водные забавы на свежем воздухе были возможны только летом. Но само их наличие говорит о том, что Людовик мылся куда больше раз, нежели ему приписывают сплетники.

Еще одним фактом является то, что именно Король Солнце наладил мыловарение в стране и внедрил новые технологии. Едва ли того, кто никогда не моется, волновали бы подобные вещи.

Да, возможно, когда Анна Ярославна прибыла в Париж, там царили грязь и запустение. Но за века, которые прошли до восхождения на трон самого известного короля Франции, многое поменялось. Естественно, никто не принимал душ дважды, а то и трижды в день, как привыкли современники. Для этого в условиях отсутствия водопровода просто не было возможности. Но и коркой застарелой грязи едва ли был покрыт хоть кто-то из знатной братии.

-

"Великий Гэтсби": история создания романа

Когда книга становится популярной, читателям кажется, что автор именно такой ее и задумывал. Они пребывают в заблуждении, будто и все в ее сюжете изначально было продумано, спланировано и сходу реализовано. Как же иначе, ведь история выглядит так складно, — а то, что пережил писатель во время работы над ней, остается за кадром. Узнать правду можно лишь из интервью, если литератор согласится раскрыть свою душу. Или из сохранившихся переписок, когда речь идет о классиках, которых уже ни один журналист не сможет расспросить.

Внимательно изучая беседы, которые в письмах вел Фрэнсис Скотт Фицджеральд со своим приятелем Максуэллом Перкинсом, руководившим в то время издательством «Скрибнерс», можно выяснить ряд любопытных нюансов о рождении "Великого Гэтсби". Наверное, американским школьникам, которые изучают данное произведение в рамках обязательной программы, это рассказывают учителя. Но для русскоязычного читателя, который знакомится с творчеством Фицджеральда самостоятельно, они могут стать неожиданностью.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд, портрет. Изображение:  mirfaces.com
Фрэнсис Скотт Фицджеральд, портрет. 

Для начала, автор никогда не желал называть свой лучший роман именно так, как мы привыкли. У него были другие варианты: "Чародей Гэтсби" и "Тримальхион". Тут имеется в виду отсылка к истории Древнего Рима. Человек по имени Тримальхион Петрония был вольноотпущенным рабом. Ему удалось добиться богатства, но он так и не смог привыкнуть к своему новому статусу и научиться вести себя соответственно. Каждый день он посвящал тому, что нарочитой роскошью вознаграждал себя за былые лишения. Именно Перкинс настоял на том, чтобы название книги осталось "Великий Гэтсби". И как же он был прав! Слово "чародей" кажется неподходящим по смыслу. Ну а "Тримальхон" слишком заумно — едва ли многие смогут без словаря расшифровать, что это такое, и опознать метафору.

Перкинс в своих письмах упрекнул друга в том, что образ Гэтсби вышел расплывчатым. Это заставило писателя задуматься. На какой-то момент он решил, что главным героем стоит сделать Тома Бьюкенена. Но в итоге этого не произошло. В ответном послании Фицджеральд признался, что его "сердце принадлежит Гэтсби". Он сказал, что раньше думал, будто все знает об этом человеке, потом и сам в этом засомневался, но обрел веру в героя заново и представил его, как живого.

Интересным фактом является то, что первоначальный вариант романа никто так и не увидел и с исконным образом Гэтсби, созданном в нем, не познакомился. Фицджеральд неоднократно переписывал свою книгу. Так в одном из писем Перкинсу он сообщает, что, наконец, доработал персонажа, сделав его живым, рассказал, откуда тот взял свои деньги (о чем прежде не упоминалось), улучшил начало, разбил длинный диалог в одной из глав, подправил две другие. В общем, фактически переделал всю работу заново. Но даже это не помогло ему полюбить свою Дейзи также сильно, как любил ее Гэтсби. Фицджеральд считал, что этот образ ему категорически не удался, и очень боялся, что из-за этого книга станет чисто "мужской", а женщин привлечь не сумеет.

-

Мистическая атмосфера Екатерингофа

Мистическая атмосфера Екатерингофа

Те, кому доводилось бывать в Санкт-Петербурге и прогуливаться по знаковым местам прекрасного города, вероятно, заглядывали в парк Екатерингоф. Он возник еще в годы правления Петра I, который велел построить Подзорный дворец в устье одной из местных рек — Екатерингофки. В 1706 году воля правителя была исполнена. На взморье, недалеко от истоков Екатерингофки, между Невой и Фонтанкой, появилось деревянное сооружение с красивой балюстрадой, выполненное в голландском стиле. Чуть позже, в период с 1722 по 1731 год оно было перестроено из камня. Автором нового проекта стал Стефан ван Звиттен. После смерти Петра дворец превратили в склады Адмиралтейства. Рядом с ним появился новый парк и Екатерининский дворец. Настал день, и эти края опустели, в них снова были склады, располагалась тюрьма. До настоящего времени ни одно из тех зданий не сохранилось. Есть лишь красивый парк в Адмиралтейском районе города, с которым связаны мрачные мистические тайны.

Мистическая атмосфера Екатерингофа

Место на острове, где правители прошлого строили свои дворцы, долгое время было пустырем. И слава о нем ходила не самая лучшая. Люди, которым доводилось там бывать, утверждали, будто видели блуждающие огоньки, слышали странные, пугающие звуки. Рано или поздно это должно было привлечь внимание тех, кто всерьез увлекался эзотерикой. Так и случилось. Некий фабрикант по фамилии Шаканиди, который был помешан на мистике и спиритизме, решил построить тут роскошный особняк. Его окружал красивый парк с живописными водоемами. В своем доме он проводил загадочные ритуалы, за что заслужил славу колдуна. Было это в начале двадцатого столетия.

В 1918 году, когда к власти пришли коммунисты, в дом к Шаканиди заявились чекисты. Хозяин отказался пустить их на порог и провести необходимые обыски. Тогда, недолго думая, его застрелили. Чтобы скрыть следы преступления, тело мужчины поместили в непрозрачный мешок, отнесли к одному из парковых прудов и там утопили. Но это не конец истории!

Прошло немного времени, и стало ясно, что избавиться от покойника не так-то просто. В пустоши, некогда называемой простым людом Чертовой, появился настоящий призрак. Шаканиди не мог обрести покой и регулярно являлся большевикам и политкаторжанам, которые заняли его владения. Поговаривают, он и ныне там.

Петербург — город красивых достопримечательностей, на территории которого произошло очень много мрачных событий. Стоит ли удивляться тому, что временами тут случаются странности, от которых захватывает дух? Любители острых ощущений могут посетить Екатерингоф, познакомиться с историей этого места и, если ляжет нужная карта, заметить нечто необычное, даже пугающее.

-

Где можно встретить Пиковую Даму?

Где можно встретить Пиковую Даму?

Одним из самых остросюжетных произведений Александра Сергеевича Пушкина является "Пиковая Дама". Мурашки бегут по коже, когда читаешь эту историю. Мистический образ, созданный мастером русской словесности, давно покинул страницы книг и прочно прижился среди людей, желающих пощекотать себе нервы. Они рассказывают друг другу страшилки, сидя по ночам у костра, а самые смелые даже проводят особые ритуалы вызова Пиковой Дамы.

Считается, что прототипом героини стала реальная женщина. Еще современники говорили, что ей является Наталья Петровна Голицына. Это была очень влиятельная дама, которая на протяжении долгих лет вела светский образ жизни и даже в старости умудрялась становиться предметом всеобщих обсуждений. Ей довелось застать царствование пяти императоров. Она была знакома с русской императрицей и французской королевой. Среди ее приятелей числился легендарный граф Сен-Жермен. Именно от него, как гласила молва, она и узнала тайну трех карт, о которой миру поведал Пушкин. Тройка... Семерка... Туз... Комбинация, от которой у знатоков классики мороз бежит по коже.

Наталья Петровна Голицына. Изображение: tourister.ru
Наталья Петровна Голицына. 

Естественно, никому доподлинно неизвестно, что Голицына знала, а чего нет. Но факт остается фактом — личность то была неуемная и загадочная. И даже после смерти ее беспокойный дух не нашел покоя. Дом княгини, расположенный по Малой Морской улице, стоит до сих пор. И многие утверждают, что в предрассветные часы видели старуху, которая стоит у окна и грозит прохожим пальцем. Некоторые встречали Пиковую Даму на улице. Она бродила вокруг своего роскошного особняка со строгими фасадами. А однажды студент перевел в этих краях бабушку через дорогу. Ничего особенного в этом не было, за исключением того, что стоило ей коснуться мостовой на другой стороне улицы, как она исчезла без следа.

Где можно встретить Пиковую Даму?

Казалось бы, призрак как призрак. Никому не вредит. Жить людям не мешает. Ну, подумаешь, временами пальчиком ночным гулякам погрозит или попросит помощи в переходе через дорогу, по которой во все стороны летят машины. Но есть в ней что-то темное, мрачное, как и в любой потусторонней сущности. В пользу этого предположение говорит один необычный факт. Пушкин некоторое время жил поблизости о дома Голицыной и именно тогда написал свою повесть. Спустя три года великого поэта не стало. Прошло время, неподалеку поселился другой известный человек — композитор Петр Ильич Чайковский. Он тоже вдохновился историей о трех картах и написал одноименную оперу. Спустя ровно три года он покинул мир живых. Совпадение? Мистики уверены — таких совпадений не бывает.

-

С просьбой к старику Распутину

С просьбой к старику Распутину

Есть места, история которых неразрывно связана с судьбой какого-то знаменитого человека. Вроде посмотришь вокруг - и ничего примечательно. Но стоит копнуть глубже, изучить историю - и уже не можешь пройти мимо, не остановившись.

Непосвященный турист, гуляя по улицам Санкт-Петербурга, едва ли задержится возле 64 дома по улице Гороховой. Подумаешь, какое-то здания из типовой застройки начала двадцатого века... Но тот, кто потрудился поискать в путеводителях интересные места города не Неве и прочитать о них, непроизвольно замедлит шаг и ощутит, как мурашки бегут по его коже.

Тот самый дом. Изображение: sputnik8.com
Тот самый дом. 

Что же особенного в этом строении? В нем самом, конечно, ничего. Но вот один из жильцов тут был примечательным. В своей время простой народ называл его "царем над царем". Вероятно, многие уже догадались, что речь идет о легенде николаевской предреволюционной России Григории Распутине.

Человек этот занимал видное место при дворе и жаловал государя своими советами. Кто-то люто ненавидел этого деятеля, виня во всех бедах, которые одна за другой обрушивались на страну. Кто-то видел в нем спасение отчизны. И практически каждый верил — Распутин обладает особыми способностями, которые не по плечу обычному смертному. Шептались, будто он колдун и чернокнижник, умеет исцелять неизлечимые недуги и предсказывать будущее. Не только неграмотные горожане слушали эти сплетни. Знатные вельможи нередко заглядывали к нему на огонек, чтобы получить чудодейственное лекарство или узнать, что ждет их впереди.

В начале прошлого столетия Григорий вместе с двумя дочерями перебрался на улицу Гороховую, где и поселился в той самой квартире, куда на поклон приходили великие мира сего. Почти все горничные, дворники, швейцары и прочий местный обслуживающий персонал состоял из шпионов. Враги Распутина надеялись узнать его тайны, вывести на чистую воду. История свидетельствует о том, что их происки успехом не увенчались. Однако, Распутина все равно постигла печальная судьба.

Трагедия случилась в 1916 году. "Царь над царем" посетил Юсуповский дворец, где стал жертвой коварного заговора со стороны Феликса Юсупова. Спасись старцу не удалось. Но его дух отказался оставаться на месте смерти или искать покоя. Вместо этого он вернулся домой, где обосновался в своем старом жилище.

Квартира Распутина. Изображение: veditour.ru
Квартира Распутина. 

Уже давно квартира принадлежит другим людям и является коммунальной. Но все, кому доводилось оставаться там на ночь, утверждают, что порой слышат странные звуки, будто кто-то ходит по комнатам. Временами им удается различить мужской голос. Но что он говорит, понять не удается. А люди, свято верящие в то, что призрак Распутина не утратил былой силы, продолжают слать письма на его адрес. Они просят его о больших и маленьких услугах. И это в просвещенный двадцать первый век, когда, казалось бы, торжество науки состоялось и суеверия остались в прошлом.

наверх