Корабли сражались до конца
Получив сообщение о торпедном попадании, командир крейсера “Кения” коротко кивнул. Все, кто стоял на мостике, тут же достали табельное оружие и застрелились. С палубы на них грустно взирали сотни матросов. Осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, они повытаскивали из котлов колосники, привязали к ногам и бросились за борт. Не забыв предусмотрительно поднять на гафеле белый флаг. Неуправляемый крейсер постепенно заполнился водой и спустя пару часов погрузился носом вперед.
...Следующие двое суток они вели конвой, отбивая бесчисленное число атак с моря и воздуха. Такого не знала морская история — англичане до последнего бились за каждый транспорт со снаряжением, необходимым для продолжения обороны Мальты. До последнего держался эскорт. Половина выделенных сил погибла при переходе. Еще треть была повреждена. Все, кто мог идти своим ходом, с бесстрашием обреченных шли напролом. До победы, до самого конца. “Кения” с изуродованной носовой оконечностью держала 25-узловой ход. Она осталась с конвоем и выполнила боевое задание в рамках операции “Пьедестал”. Потом был обратный переход в Гибралтар. Поврежденный крейсер добрался туда своим ходом, встал на короткий ремонт и спустя трое суток вновь вышел в море, в направлении Скапа-Флоу.

Истории о тех, кто одерживал победы, прилагая в последний миг еще больше усилий, чем прежде.
Мне часто задают один и тот же вопрос: какой смысл в повышении защищенности кораблей, если недобитый “подранок” все равно перестаёт быть боевой единицей? Он не способен продолжать миссию и вынужден вернуться в базу.
Сохранить поврежденный корабль и его экипаж, где немало высококлассных специалистов, выгодно как с военной, так и с экономической точки зрения. Только неизрасходованный боекомплект современного эсминца может стоить до полумиллиарда долларов! За просто так утопить сотни управляемых ракет и др. высокотехнологичного снаряжения — преступление. Наконец, я бы посмотрел, что скажут скептики, если в составе экипажа окажется их родной сын. Это к слову о минимизации человеческих потерь.
При всей абсурдности тезиса о “бесполезных подранках” (пусть гибнут, как только царапнуло мачту) я полагаю необходимым вступить в дискуссию и доказать обратное. Морская история полна примерами, когда поврежденные корабли успешно вели бой и приносили победы на своих израненных палубах.
...Ледяной ветер и летящие во мгле клочья пены. Декабрь 1941 года, феодосийский рейд. В бой идет “Красный Кавказ”!
Крейсер пришвартовался к молу для высадки десанта. С берега по нему стреляло все, что могло стрелять.
Хроника боевых повреждений:
5.08 — две минометных мины.
5.15 — первый снаряд.
5.21 — шестидюймовый снаряд пробил лобовую броню 2-й башни ГК и разорвался внутри. Несмотря на вспыхнувший пожар и гибель всего расчета, через 1,5 часа башню вернули в строй.
5.35 — на мостике разорвались две мины и снаряд. Большая часть находившихся там людей погибла.
5.45 — разрыв в районе 83 шпангоута.
7.07 — очередной снаряд, левый борт, 50 шп.
7.30 — новый удар, 60 шп.
7.31 — попадание в рубку, без пробития бронезащиты.
7.35 — 42 шп.
7.39 — в течение одной минуты в баковую надстройку в районе 43−46 шп. ударили три снаряда. Погибло 27 человек, 66 получили ранения.
...Закончив высадку десанта, “Красный Кавказ” обрубает концы и отступает в море. Последующие 15 часов он отбивает атаки самолетов Люфтваффе. Возвращается своим ходом в Новороссийск, принимает на борт бригаду ПВО и... снова идет в Феодосию!

Во время разгрузки 4 января 1942 г. крейсер получил сильные повреждения от близких разрывов авиабомб. Был оторван правый винт. Пробита корма. Возник сильный дифферент. Палуба до четвертой башни ГК скрылась под водой. Несмотря на все превратности, корабль самостоятельно добрался до Поти, где его ожидал ремонт. К осени он вновь пополнил ряды действующих кораблей ЧФ.
Интересно, найдется хоть один современный корабль, способный совершить невозможное?
Не оставил позиции американский “Нэшвилл”, продолжив стрелять из уцелевших орудий по японским самолетам. Атака камикадзе унесла жизни 133 членов его экипажа, но крейсер не вышел из боя, прикрывая огнем авианосцы.
Уходил от противника “Кумано” с оторванным носом. Несмотря на полученные повреждения, японский ТКР оставался со своим отрядом, отбивая удары воздушной группировки из пятисот самолетов. Вырвавшись из адского огня, крейсер прорвался в Манилу. Спустя неделю, при сопровождении конвоя на Тайвань, был окончательно выведен из строя торпедой американской подлодки.

Те, кто ни разу в жизни не открывал книгу по военной истории, с ходу утверждали, что “поврежденные корабли теряют боеспособность”. Бесполезны. Воевать не могут. Боевой ценности не представляют.
Господа, вам самим над собой не смешно?
«Корабли (крейсеры и поменьше) не могут продолжить бой после попадания торпеды!» (Цитата из комментария, собравшего шквал одобрений.)
Перед вами боевая хроника Второй мировой, однозначно доказывающая, что поврежденные корабли имели высокий шанс сохранить боевой потенциал и продолжить бой. Благодаря своей ладной конструкции и мужеству экипажей, они вели конвои, прикрывали АУГ и высаживали десанты. Не обращая внимания на ранения и разрывы по всему корпусу.
Только реальные корабли и исторические прецеденты. Без каких-либо оправданий и скрытого смысла.
Да, история знает примеры обратного. Когда неудачное попадание быстро выводило корабль из строя. Приводить их здесь намеренно не стану — пусть мои оппоненты сами роются в книгах и ищут “компромат”. Главное, это никак не отменяет тот факт, что всегда находились те, кто сражался до конца.
Это еще самые маленькие и несовершенные крейсеры. Заложенный до начала Первой мировой “Красный Кавказ” с полным водоизмещением 9000 тонн.
“Кения” — договорной “уродец” типа “Краун Колони” с искусственно заниженными характеристиками.
Такой же договорной “Кумано” (типа “Могами”) — попытка “впихнуть невпихиваемое” в ограниченный объём, закрепленный Лондонским морским соглашением.
“Нэшвилл” — модификация КРЛ типа “Бруклин”, также не отличавшихся особой защищенностью и живучестью.

Какой же потрясающей боевой стойкостью обладали корабли, предназначенные выживать в самых критических ситуациях и “держать линию” под огнем противника. Проходить там, где не прошел бы никто другой. Отвлекая на себя целые эскадры и воздушные армии врага.
Ярким примером служит боевой путь двух “сестер” — “Мэрилэнда” и “Колорадо”. Одни из самых активных участников войны на Тихоокеанском ТВД. Они чихали на мелкие “царапины” и быстро возвращались строй после тяжелых увечий. В результате прошли всю войну — от Перл-Харбора до залива Сагами, откуда открывался величественный вид на гору Фудзи.
По сообщениям японцев, “Мэрилэнд” был утоплен, как минимум, трижды. Но, всякий раз, “Боевая Мэри” возникала из ниоткуда и продолжала “перепахивать” из своих чудовищных пушек укрепрайоны противника.
В апреле 1945 г. линкор (уже не в первый раз!) попал под удар камикадзе.
В целом атака не произвела должного эффекта. Несмотря на полученное ранение, линкор еще неделю оставался у Окинавы, продолжая бомбардировку японских позиций и прикрывая зенитным огнем десантные корабли.

В сумерки 22 июня 1943 г. японцы угостили “Мэрилэнд” торпедой, во время его стоянки у Сайпана. Повреждения ограничились переборкой на 18-ом шпангоуте. Сохранился даже якорный привод. Спустя 15 минут был дан ход и линкор ушел в Перл-Харбор. Ремонт занял меньше месяца.
В ноябре 1944-го в его полубак врезался камикадзе. “Мэрилэнд” проторчал в зоне боевых действий еще трое суток и ушел к родным берегам. Янки не было большого смысла держать его в зоне БД при наличии десятков др. кораблей его класса. Прошел ремонт в Перл-Харборе и той же зимой вернулся в строй.
Так же спокойно относился к боевым повреждениям его напарник — “Колорадо”. Летом 1944 г., в ходе оказания огневой поддержки у Тиниана, линкор попал под огонь береговой батареи. Всего — 22 попадания снарядами калибра 152 мм. Чтобы стало понятнее широкой аудитории — снарядами такого калибра наши “Зверобои” отрывали башни немецким “Тиграм”. Одного попадания в дом хватало для обрушения перекрытий и гибели всего отделения противника. А наша пехота потом жаловалась на град осколков из выбитых окон, в радиусе сотен метров. 152 мм — лютая смерть.
В общем, японцы угостили “Колорадо” некислой порцией раскаленного металла. И что же случилось с линкором? Да ничего, он продолжил бомбардировку Тиниана. А ту батарею он, естественно, стёр в порошок.
Следующий боевой поход “Колорадо” проходил в особо жестком режиме. В ноябре 1944-го он принял “камикадзе” в заливе Лейте. Месяц обстреливал Миндоро. На пару дней зашел на атолл Манус для эрзац-ремонта, после чего рванул в залив Лингаен. Там пострадал от “дружественного огня”. Ознакомившись с боевыми ранениями, командование ВМС признало линкор годным к дальнейшему прохождению службы. Уже 21-го марта “Колорадо” начал отсчет тысячам тонн взрывчатки, который потребовалось выгрузить на Окинаву, чтобы сломить сопротивление японцев.
В итоге, несмотря ни на что, линкор находился в зоне боевых действий с ноября 1944 по 22 мая 1945 года.
Эпилог
Какую ценность представляют данные истории с точки зрения современного ВМФ? Ответ очевиден: современные корабли находятся в куда более выгодных условиях по сравнению с героями прошлого.
Современным кораблям не так страшны повреждения обшивки корпуса. Эпоха артиллерийских дуэлей завершилась. Снижение хода не сможет лишить корабль боеспособности. Его ракеты будут по-прежнему достигать свои цели за многие сотни километров.
Отсутствие боевых постов на верхней палубе. Компактные средства обнаружения и управления огнем, собранные в единый РЛК с тремя-четырьмя неподвижными антеннами, ориентированными по своим секторам (их невозможно уничтожить взрывом с одного направления). Никаких дополнительных РЛС для передачи радиокоманд и подсветки целей. Микросхемы вместо точной механики, предельно устойчивые к взрывам и сильным вибрациям. Защищенная и многократно продублированная связь: карманные спутниковые телефоны и многочисленные миниатюрные “тарелки”. Всё оружие надежно упрятано внутри корпуса. Никаких ПУ на верхней палубе и вращающихся башен, которые могло бы намертво заклинить близким взрывом.
Главное — не допускать проникновения боевых частей, содержащих сотни кг ВВ, внутрь корпуса. А вот с этим-то как раз проблема.
Что касается довода “зачем что-то делать, если поврежденный корабль все равно бесполезен”, то этот аргумент (как и все остальные) несерьёзен и легко опровергается хроникой военных лет.
О распилах и откатах в царской России
Разработка системы управления огнем для броненосца “Бородино” была величайше поручена Институту точной механики при дворе его Императорского Высочества. Созданием машин занималось Русское Общество паросиловых установок. Ведущий научно-производственный коллектив, чьи разработки успешно применялись на боевых кораблях по всему миру. В качестве систем вооружения были приняты орудия Иванова и самодвижущиеся мины конструкции Макарова...
Вы все, там, на верхней палубе! Прекратить насмешки!
Система управления огнем была французская, mod. 1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже и немедленно приобретен для РИФ его командующим Великим князем Алексеем Александровичем (по воспоминаниям родственников, le Beau Brummel, едва ли не постоянно проживавшим во Франции).
В боевой рубке устанавливались горизонтально-базовые дальномеры марки Barr and Studd. Применялись котлы конструкции Белльвиля. Прожекторы Манжена. Паровые насосы системы Вортингтона. Якоря Мартина. Помпы Стона. Орудия среднего и противоминного калибра — 152- и 75-мм пушки системы Canet. Скорострельные 47 мм пушки Hotchkiss. Торпеды системы Уайтхеда.
Сам проект “Бородино” представлял видоизмененный проект броненосца “Цесаревич”, спроектированного и построенного для Русского Императорского флота специалистами французской верфи “Форж и Шантье”.
Во избежание недоразумений и необоснованных упреков необходимо сделать пояснение для широкой аудитории. Хорошая новость — большая часть зарубежных названий в конструкции ЭБР “Бородино” принадлежала системам, произведенным по лицензии в России. С технической стороны они также соответствовали лучшим мировым стандартам. Например, общепринятая конструкция секционного котла системы Бельвилля и очень удачные пушки Гюстава Канэ.
Впрочем, уже одна французская система управления стрельбой на русском ЭБРе заставляет задуматься. Зачем и почему? Выглядит так же нелепо, как “Иджис” на советском “Орлане”.
Плохих новостей две.
Великая империя с населением 130 млн. человек, с качественной системой образования (для избранных) и развитой научной школой — Менделеев, Попов, Яблочков. И при том кругом сплошные зарубежные технологии! Где наш отечественный “Белльвиль”? А ведь он был — инженер-изобретатель В. Шухов, сотрудник российского филиала фирмы “Бабкок&Уилксос”, запатентовавший вертикальный котел собственной конструкции.
В теории всё было. На практике — сплошные Бельвилли, братья Никлосс и ЭБР “Цесаревич” на верфи “Форж и Шантье” в качестве образца-эталона для русского флота.
Но, что особенно обидно, корабли на отечественных верфях строились в разы медленнее. Четыре года для ЭБР “Бородино” против двух с половиной лет для “Ретвизана” (“Крэмп & Санс”). Сейчас не стоит уподобляться узнаваемому герою и вопрошать: “А почему? Кто это сделал?” Ответ находится на поверхности — нехватка инструмента, станков, опыта и умелых рук.
Другая проблема заключена состоит в том, что даже при “взаимовыгодном сотрудничестве” в условиях “открытого мирового рынка” что-то не наблюдается торпед конструкции Макарова на вооружении французского флота. Да и вообще не наблюдается ничего, что бы указывало на обмен технологиями. Всё, всё по старой, проверенной схеме. Мы им — деньги и золото, они взамен — свои технические новинки. Котел Бельвилля. Мина Уайтхэда. Айфон-6. Потому, что русские монголы в плане творческого процесса — полные импотенты.
Если говорить конкретно за флот, то даже лицензий хватало не всегда. Приходилось просто брать и размещать заказы на зарубежных верфях.
Уже не скрывается факт, что крейсер “Варяг” был построен в США. Гораздо менее известно, что второй участник легендарного боя, канонерка “Кореец”, строилась в Швеции.
Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция.
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция.
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия.
Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.
Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция.
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье».
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на английской верфи «Барроу-инн-Фёрнесс».
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Крэмп & Санс» в Филадельфии, США.
Серия миноносцев «Кит», верфь Фридриха Шихау, Германия.
Серия миноносцев «Форель», строились на заводе А. Нормана во Франции.
Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье», Франция.
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» были построены в Германии и, соответственно, Великобритании.
«Батум» — на верфи Ярроу в Глазго, Великобритания (список неполный!).
Очень едко по этому поводу высказался постоянный участник “Военного обозрения”:
Комментарий от Эдуарда (qwert).
Раздражение хорошо объяснимо. При том колоссальном разрыве в технологиях и производительности труда постройка серии бронепалубных крейсеров эквивалентна постройке современного космодрома. Отдавать столь “жирные” проекты на откуп иностранным подрядчикам убыточно и неэффективно по всем статьям. Эти деньги должны доставаться рабочим адмиралтейских верфей и двигать отечественную экономику. А вместе с ней развивать собственную науку и промышленность. Так стремились поступать все во все времена. Воровать с прибыли, а не убытков. Но у нас так не принято.
У нас делалось иначе. Схема звалась “чтоб украсть рубль, навреди стране на миллион”. Французам контракт, они, кому надо, — откат. Свои верфи сидят без заказов. Промышленность деградирует. Квалифицированные кадры не нужны.
Было время даже пытались строить линкоры-дредноуты, так лучше бы не пытались. При реализации сложнейшего проекта отчетливо проявились все недостатки дореволюционной России. Повсеместный недостаток производственного опыта, станков и грамотных специалистов. Помноженный на некомпетентность, кумовство, откаты и бардак в кабинетах Адмиралтейства.
В результате грозный “Севастополь” строился шесть лет и к моменту подъёма Андреевского флага совершенно устарел. Ничуть не лучше оказалась “Императрица Мария”. Посмотрите на их ровесников. Кто одновременно с ними вступил в строй в 1915 году? Случаем не 15-дюймовый “Куин Элизабет”? И после этого скажите, что автор необъективен.
Говорят, еще был могучий “Измаил”. Или не был. Линейный крейсер “Измаил” оказался непосильной ношей для РИ. Довольно странная привычка — выдавать за достижение то, чего не сделали.
Даже в мирное время, при непосредственной помощи зарубежных подрядчиков, корабли раз за разом превращались в долгострои. С крейсером все оказалось еще серьёзнее. Когда степень готовности “Измаила” достигла 43%, Россия ввязалась в войну, в которой отсутствовала всякая цель, объективная польза, и в которой было невозможно победить. Для “Измаила” это был конец, т.к. часть его механизмов импортировалась из Германии.
Если вести разговор вне политики, то ЛКР “Измаил” также не являлся показателем расцвета империи. На Востоке уже заалел рассвет. Во весь рост вставала Япония со своим 16-дюймовым “Нагато”. Таким, от которого опешили даже их учителя-британцы.
Время шло, прогресса особо не наблюдалось. С точки зрения автора, промышленность в царской России находилась в полном упадке. Вы можете иметь отличное от авторского мнение, которое, впрочем, доказать будет непросто.
Спуститесь в машинное отделение эсминца “Новик” и прочтите, что выбито на его турбинах. Ну-ка, подайте сюда свет. Неужели? A.G. Vulkan Stettin. Дойчес Кайзеррайх.
С моторами не заладилось с самого начала. Заберитесь в мотогондолу того же “Ильи Муромца”. Что там увидите? Двигатели марки “Горыныч”? Право, сюрприз. Renault.
Легендарное царское качество
Все факты свидетельствуют о том, что Российская империя плелась где-то в самом конце списка развитых государств. После Великобритании, Германии, Штатов, Франции и даже Японии, которая, пройдя позднюю модернизацию Мэйдзи, к 1910-гг. сумела во всем обойти РИ.
В общем, Россия была совсем не там, где подобает империи с такими амбициями.
После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.
А потомки разбежавшихся дегенератов будут еще долго скулить в Париже о “России, которую они потеряли”.
Свежие комментарии