Тест-драйв танка Т-72Б3: «ПМ» рычит, но не стреляет

На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.
В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.

Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги.
Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.



Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу... Поехали!
На ходу танк... легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.

Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.

Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.
Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.
Китайские стальные монстры: как создаются радиоуправляемые копии знаменитых танков

Все экземпляры компании Джейсона выполнены из металла. Именно этот материал, по мнению команды, делает машины грозными и воинственными. Все танки — копии оригинальных моделей. К слову, аналогов такой продукции пока нет.
Первые шаги в индустрию были тяжелыми. Никто из мужчин не понимал, как создается сложная техника. Информацию узнавали от любителей танковых моделей, в музеях и на просторах интернета. В одной машине больше тысячи деталей, и команде нужно было узнать о каждой из них. Неудивительно, что на чертежи и сборку корпуса своего первого Pz.Kpfw. III у мужчин ушло 3 месяца. Впрочем, это было лишь начало. На первых же испытаниях внутренние модули вышли из строя. Починка заняла сутки, и когда танк поехал во второй раз, он замер через 5 минут. Постоянный ремонт своего детища стал образом жизни, и лишь спустя 3 года танк был полностью готов!

Между тем, на пути к успеху были и другие проблемы. При покупке оборудования для создания моделей ребят обманули — товар оказался неисправен. Новые станки помог найти знакомый мастер. Когда все было готово, команда переехала на своеобразный завод по производству танковых копий. В помещении не было отопления и бытовых удобств, но это не мешало сотрудникам жить там и постоянно работать.
Ключевым моментом стало знакомство с одним из любителей военной техники из США, который позже стал контролировать качество. Сейчас при изготовлении деталей танков их проверяют по несколько раз, ведь если будет допущена ошибка, исправить ее уже не получится.

К своим моделям в компании относятся как к произведениям искусства. И некоторые детали будущих шедевров требуют особого подхода. Чтобы обработать все элементы танка, не всегда хватает ресурсов, поэтому команда часто обращается за помощью в организации более высокого уровня. Сейчас компания сотрудничает с 3 заводами. С учетом дополнительной помощи, над эксклюзивной техникой трудятся от 40 до 50 человек.
Подробнее о производстве танковых моделей, иерархии в команде, отношениях с семьями и планах на будущее смотрите в фильме «Made in China».

Свежие комментарии