«Летний», «Горный», «Эталон»: рационы последней войны Советской Армии
Война – это не только бои и походы. При скверно поставленном материальном обеспечении даже самая лучшая армия в самом скором времени станет небоеспособной. А то и вовсе развалится. Снабжение ведущих боевые действия войск не сводится к обеспечению их одними только вооружением, техникой и боеприпасами. Голодный солдат – не солдат. Давайте вспомним, как питалась Советская Армия на своей последней войне – афганской.
Прежде всего о каком-либо полноценном обеспечении питания личного состава наших войск в ДРА речь можно вести только с 1981 года, когда окончательно стало ясно, что советский воинский контингент, пусть и ограниченный, угодил туда всерьез и надолго. В частности, только с этого периода вместо имевших весьма ограниченные мощности и возможности полевых кухонь в расположении наших частей и подразделений начали появляться стационарные солдатские столовые, возводившиеся из легких сборных конструкций (СРМ). К 1986 году таких пунктов питания было уже до двух сотен.
Вместе с тем суровые и непривычные для наших воинов условия пребывавшей во многих отношениях на уровне средневековья страны вносили свои коррективы и в бытовые вопросы. В Афганистане, как известно, крайне дефицитным и ценным ресурсом была самая обычная вода. Найти ее источник, не отравленный и хотя бы более-менее чистый, само по себе было большой проблемой. Однако даже пригодная по афганским меркам к употреблению вода, использованная для приготовления пищи, могла вызвать крайне плачевные последствия, уложив на койки медсанчасти, а то и госпиталя все подразделение разом. Тот же вирусный гепатит был настоящим бичом для наших войск «за речкой», причем все годы их пребывания там. Использовать для готовки местные продукты тоже было чревато последствиями – по тем же самым санитарно-гигиеническим причинам.
Именно в силу этого, а также из-за специфики ведения боевых действий (в рейде по горам или проведении колонны не больно-то организуешь нормальное питание) основу рациона практически всех военнослужащих Советской Армии, проходивших службу в ДРА составляли различные консервы, концентраты и сухие пайки. В частности, лишь за первый квартал 1980 года в котлы 70 тысяч наших солдат и офицеров там ушло 650 тонн мясных консервов, 410 тонн разных консервированных каш, 850 тонн первых блюд, опять-таки в виде концентратов и консервов, 150 тонн различных овощей и картофеля, но тоже поставлявшихся исключительно в сушеном виде, и 85 тонн сухарей. За это же время было израсходовано 75 тысяч комплектов сухих пайков. Вот на них стоит остановиться отдельно.
Как уже сказано выше, для подразделений, выполнявших в Афганистане реальные боевые задачи, «сухпай» вообще был главным, а на протяжении очень длительных периодов и единственным «хлебом насущным». Кормили при этом всех, естественно, по-разному. Рассмотрим некоторые основные виды афганского пайка на основании приказа МО СССР от 1982 года, утверждавшего его нормы.
Так, военнослужащим «обычной» пехоты – мотострелкам, горно-стрелковым частям, полагался базовый «сухпай» по норме №1: полкило галет, банка мясной тушенки, банка каши с мясом, чай да сахар. Воинам-десантникам отпускали по норме №17 – в их паек и галет, и сухарей шло побольше, и каши – вдвое. А, главное, входили в него даже «деликатесы» вроде консервированного сосисочного фарша, паштета или «Завтрака туриста». В двойном против пехоты объеме опять-таки. Что характерно, полагалось десантникам ко всему этому даже сухое горючее – для разогрева.
Особой статьей был паек горный, для личного состава, действовавшего на высотах более 2000 метров. Он, в свою очередь, подразделялся на летний и зимний варианты. В первый вариант входило больше жидких продуктов (соки, фруктовый суп), а во второй – более калорийная еда. Имелись в этом «сухпае» не только сгущенка и печенье, но даже карамель, витаминное драже, растворимый кофе.
Особняком в плане снабжения стоял, как несложно догадаться, спецназ. Сухие пайки для него разрабатывались в серии «Эталон». Они отличались повышенным качеством и улучшенным, насколько это было возможно в условиях войны, ассортиментом продуктов. К примеру, наличие в «Эталоне 5», помимо той же сгущенки, еще и шоколада позволяло спецназовцам готовить в полевых условиях горячий напиток, на продуваемых ледяными ветрами высокогорьях оказывавшийся очень кстати.
Для совсем уже экстремальных условий, прежде всего для действий по выполнению особых боевых задач, связанных с длительным отрывом от пунктов снабжения, во время которых каждый грамм поклажи был на счету, в середине 80-х годов был разработан «суперсухпай», или малогабаритный рацион питания. Представлял из себя он набор брикетов пищевого концентрата, запаянных в пластик и дополнительно упакованных в алюминиевую фольгу. В один паек входила дюжина таких брикетов общим весом в 600 граммов. Полноценным приемом пищи считалось употребление четырех таких брикетов, размоченных полусотней граммов воды каждый. Такой «сухпай» был легче обычного в два с половиной раза, объем занимал впятеро меньший. И, кстати, храниться мог вдвое дольше. По тем временам – настоящий прорыв.
Как видим, афганская война дала толчок для развития не только тактики и стратегии Советской армии, но и ее обеспечению, в том числе в области питания солдат и офицеров.
Жилищное строительство в России: планы и реалии
Иметь собственную крышу над головой – мечта каждого нормального человека. Конечно, желательно, чтобы к крыше прилагалось и все остальное, от крепких стен до всевозможных удобств. Естественно, россияне не меньше всех остальных жителей планеты стремятся к тому, чтобы стать обладателями если не комфортных коттеджей, то хотя бы собственных квартир, личных квадратных метров, желательно в возможно большем количестве и по приемлемой цене. Как обстояло дело с удовлетворением этих желаний на протяжении последнего десятилетия в планах нашего государства и на самом деле?
Для начала вспомним, с какими факторами отечественная строительная отрасль подошла к 2010 году. Поговорим о временах, так сказать, изначальных, о 90-х годах. Реформаторы, клявшиеся, что они все силы свои положат, дабы улучшить материальное благосостояние граждан России и их жилищные условия, клятву эту выполнили (как, впрочем и все остальные) с точностью до наоборот. В начале и середине 90-х годов уровень возведения жилья в стране обвалился более чем вдвое, в начале века нынешнего строилось его в России примерно столько же, сколько в СССР в 50-е годы прошлого столетия.
Более-менее реальный рост начался примерно с 2005 года. После кризиса 2008-го строительство пребывало пару лет в упадке, но с 2011 года по 2015 г. имеем стабильный и непрекращающийся рост. Если в 2010 году сдано было 58 миллионов квадратных метров жилья, то в 2015 этот показатель составил 85,3 миллиона. Далее рост темпов в строительстве начал чередоваться со спадами, но, конечно, и близко не такими, как в 90-е годы. Радуемся и пакуем вещи для переезда? Нет, торопиться тут не стоит. Во-первых, рекордный для СССР показатель 1987 года, когда в эксплуатацию было введено 72,8 миллиона квадратных метров жилплощади, был превышен в нашей стране только в 2014 году. Однако не нужно забывать, что СССР и по территории, и по числу жителей - это не современная Россия.
Во-вторых, примерно с 2011 года наметилась тенденция ко все большему снижению в структуре сдаваемого «под ключ» жилья доли многоэтажных, многоквартирных домов с достаточно отчетливым увеличением количества постройки жилья малоэтажного. То есть особняков и коттеджей. С одной стороны это, вроде бы, и неплохо – собственный дом всяко лучше клетушки в «муравейнике». С другой, давайте честно ответим на вопрос о том, сколько наших соотечественников могут позволить себе такое счастье? Тут бы ипотеку на «двушку» выплатить… Тем не менее, по прогнозам специалистов отрасли, уже к нынешнему году малоэтажный сектор должен был занять в общем массиве строящегося жилья более 81%. То ли люди наши начали массово богатеть (что в нынешних условиях едва ли), то ли просто стали меньше строить для не слишком обеспеченных граждан.
В свое время президент страны давал совершенно четкие и однозначные ориентиры по обсуждаемому нами вопросу. Так, в апреле 2007 года Владимир Путин заявлял о том, что строительство жилья должно вырасти до 100-130 миллионов квадратных метров в год, а еще лучше было бы, чтобы ежегодно строилось по квадратному метру на каждого россиянина. Несколько позднее, в 2011 году, глава государства говорил о необходимости выйти к 2020 году на возведение каждый год жилья общей площадью в 140 миллионов квадратных метров. Правда, в 2018 году он снова подкорректировал эту цифру – уже до 120 миллионов квадратных метров в год.
Так или иначе, но в сегодняшних крайне непростых экономических условиях такие рубежи, скорее всего, могут стать очередной несбыточной мечтой. Да, в 2019 году мы снова увидели рост жилищного строительства на 5% — до 79,4 миллионов квадратных метров. Однако, по глубокому убеждению аналитиков, работающих с данными как как строительной отрасли, так и рынков недвижимости, сейчас ситуация снова меняется к худшему. Это, впрочем, неудивительно: ударившее по доходам россиян падение цен на нефть в сочетании с распространением инфекции как-то не очень стимулируют к инвестированию в строительную отрасль, пусть даже речь идет о собственном жилье. Не до жиру, быть бы живу…
По итогам первых месяцев текущего года количество сдающихся в эксплуатацию квартир и домов снизилось как минимум на 7% в выражении общего объема. В будущем отрасли пророчат новый «откат» — до 72-75 миллионов «квадратов» ежегодно. И это далеко не худший сценарий. Впрочем, все это пока лишь прогнозы и версии, а надеяться все-таки хотелось бы на лучшее.
Ботинки против сапог - вековая эволюция военной обуви

О чрезвычайной важности для каждого военнослужащего качественной, прочной и удобной обуви, пожалуй, не возьмется спорить никто. С растертыми, промоченными, а тем более, вывихнутыми конечностями много не навоюешь. Не вдаваясь в седую глубину времен, попробуем проследить, как менялась эта важнейшая деталь армейского снаряжения на протяжении прошлого и нынешнего веков.
К началу ХХ века некоторые армии мира подошли в самой надежной и добротной на тот момент обуви – кожаных сапогах. Кто-то склонен утверждать, что дело тут в «моде», которую задавала еще в достаточно большой мере представленная в войсках кавалерия, но это маловероятно. Голень солдата, так же, как и стопа нуждается в защите, особенно в процессе перемещения по пересеченной, местности с высокой травой и кустарниками, форсировании рек да и при передвижении ползком. Доказательством такому утверждению служит то, что даже в тех армиях, чьи солдаты были обуты не в сапоги, а в ботинки, в комплект с ними шли еще и обмотки, совершенно обязательные для ношения.
Некоторые специалисты считают «пионерами» в ношении обмоток бойцов британской Ост-Индийской компании, «подсмотревших» широкие полосы ткани, защищающие голень у жителей Гималаев. Отечественные патриоты возражают, что подобные вещи русские крестьяне носили с незапамятных времен и называли онучами... Так или иначе, но множество солдат как европейских вооруженных сил, так и российской армии носили короткие ботинки с обмотками во время Первой мировой войны. Японцы, впрочем, воевали в таком виде аж до 1945 года.
Надо сказать, что единственное, в чем такая манера обуваться выигрывала перед сапогами, так это в дешевизне тряпичных «голенищ», несравнимой с ценой кожаной обуви (а другой тогда просто не было). В остальном же обмотки были вещью никудышной – от механических повреждений или ледяной воды, практически, не защищали, быстро загрязнялись и становились рассадниками грибковых и прочих инфекций, да, к тому же, затянутые до предела к концу дня превращали ноги солдат в онемевшие «колоды». Так что же, ботинки или сапоги?
С сапогами проблема была другая – дрянную кожу на них ставить было нельзя, как правило (по крайней мере, в России) для армейской обуви использовалась шкура яловых, молодых коров и бычков, обладающая необходимыми качествами. В мирное время это было еще выполнимо, но стоило грянуть Первой мировой – и уже через год целые подразделения нашей армии «щеголяли» в лаптях. Ну, не босыми же было в бой идти... Очевидно, именно в силу этого наиболее радикально и практично проблема изготовления массовой, надежной и практичной солдатской обуви решена была именно в нашей стране. Речь, конечно же, о легендарной «кирзе».
Собственно говоря, изобретали ее в России дважды – в первый раз прообраз этого материала создал генерал-майор Михаил Поморцев, причем еще до Русско-японской войны. Однако, новшество «не пошло», поговаривают, что в значительной мере из-за происков фабрикантов кожаных сапог. Второе «рождение» кирзы произошло уже в СССР в 30-е годы ХХ века. Первые образцы были неудачными и во время «Зимней войны» с Финляндией в условиях крайне низких температур зарекомендовали себя скверно – рвались и лопались. Однако, после проведенной ударными темпами доработки РККА все-таки получила ту самую легендарную обувь, в которой выстояла всю Великую Отечественную и дошла до Берлина. Да и еще далеко не одно поколение воинов Советской армии несло службу все в тех же «кирзачах».
Новую страницу в истории военной обуви открыли американцы. Они снова вернули к жизни армейские ботинки, при этом, однако, существенно улучшив их качества за счет высокого голенища-берца, прочно фиксировавшего и защищавшего голеностоп. Первой такой моделью стали ботинки образца М-1943. Однако, истинный шедевр удалось создать обувщикам компании Corcoran Stoughton разработавшим первую в истории специальную обувь для воздушного десанта. Ботинки Corcoran Field II, выпущенные в 1942 году по сей день пользуются большим спросом при том, что дизайн их за почти 80 лет не изменился ни на йоту. Исключительная легкость, прочность и надежность.
В дальнейшем армейский ботинок претерпевал изменения, по большей части, в области, так сказать, специализации. Сегодня существует обувь, предназначенная непосредственно для ношения как в умеренном климате, так и в пустыне или горах. С момента изобретения во время Корейской войны специальной «тракторной» подошвы выпускаются специальные Jungle boots, как понятно из названия, идеально приспособленные для ношения в джунглях. С появлением новых синтетических материалов для подошв и тканей, таких, к примеру, как кордура, все большее количество армейской обуви делается из их комбинаций, обеспечивающих ей еще большую надежность и функциональность. Современный солдатский ботинок - это, по сути дела, настоящее произведение искусства, смоделированное и созданное с помощью наиболее передовых технологий. Впрочем, требования к нему остались те же, что и век назад – обутый в него боец должен шагать к победе через огонь и воду, ни разу не споткнувшись и не сбившись с шага.
Свежие комментарии