На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 039 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Смогут ли российские подлодки вернуться в Черное море после окончания СВО Возвращение подлодок ВМФ РФ в Черное море ...Советский экспери...
  • Юрий Ильинов
    На Западе размещение термоядерного оружия США на британской базе Лейкенхит назвали «ответом на размещение Россией ЯО ...Советский экспери...
  • Юрий Ильинов
    Мошенники в печали: россиянам дали мощное оружие против спама   Мобильные телефоны россиян защитят с 1 августа. Меньш...Кусачие осы Империи

Активная защита танков: развитие технологий

Илья Полонский

 

Активная защита танков: развитие технологий


В условиях современной войны применение комплексов активной защиты бронированной техники является необходимостью. России в данном случае есть, чем гордиться: именно советское танкостроение стало первопроходцем в сфере средств активной защиты танков.


О необходимости разработки и применения систем активной защиты заговорили еще в конце 1940-х годов. В конце 1950-х годов эта идея была более конкретно сформулирована специалистами тульского ЦКБ-14. Разработкой системы занялось Центральное конструкторское бюро спортивного охотничьего оружия, а непосредственное руководство проектом осуществлял Василий Иванович Бакалов. В итоге к 1977-1978 гг. в Советском Союзе была разработана система активной защиты «Дрозд», ставшая первой в мире подобной системой, запущенной в серийное производство.


В 1982-1983 гг. комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» успешно прошел государственные испытания, был проверен в полевых условиях, после чего с 1983 г. его стали устанавливать на танках Т-55А. Этот танк стал первым в мире, оснащенным комплексом активной защиты. КАЗ «Дрозд» производился более 6 лет. Его производство было прекращено после того, как советское руководство подписало соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. Танк Т-55 был включен в число ликвидируемых СССР вооружений. После этого решения прекратилась работа и над модернизированной версией КАЗ «Дрозд-2».

Была приостановлена и разработка комплекса активной защиты «Арена», в котором основной упор делался на решение проблемы поражения своей же мотопехоты при уничтожении атакующего боеприпаса осколками противоракеты или реактивной гранаты. В итоге специалистами была рассчитана траектория полета защитного блока так, чтобы максимально сократить зону сплошного поражения, одновременно уничтожив атакующий боеприпас.


Впрочем, уже в 1990-е годы, после многочисленных потерь российских танков во время штурма Грозного, руководство МО РФ признало, что эти потери стали следствием, в том числе, и недостаточной защищенности боевых машин.
В результате работа над отечественными системами активной защиты была продолжена. В 1997 г. был продемонстрирован первый танк Т-80УМ, оснащенный системой «Арена» и предназначенный на экспорт в Республику Корея.

В отличие от СССР и даже постсоветской России, странам Запада не удалось добиться значительных успехов в сфере обеспечения своих танков системами активной защиты. Это прекрасно понимает, к примеру, командование сухопутных войск США, которое признало существующие глубокие проблемы в области активной защиты бронетехники американской армии.

Попытка установки разработанного в Израиле КАЗ «Iron Fist» на БМП «Брэдли» оказалась неудачной: у боевых машин не было такого запаса электроэнергии для питания многочисленных датчиков, возникли риски сбоев в общей сети питания, увеличения расходов топлива. Кроме того, на испытаниях было установлено, что снаряды-перехватчики не могли выстрелить или поразить цель.

В итоге в 2020 г. американское военное ведомство объявило о задержке интеграции израильской системы активной защиты на свои бронемашины. Кстати, Израиль, разработавший системы «Iron Fist» и «Trophy», является одной из немногих стран, которые уже имеют серийное производство танков с установленными на них современными КАЗ.


При этом, поскольку развитие ударного оружия также не стоит на месте, все чаще мировые военные эксперты говорят о необходимости совершенствования уже существующих систем активной защиты, даже о создании нового поколения КАЗ, которое было бы способно противостоять, во-первых, бронебойным оперенным подкалиберным снарядам, а во-вторых – подлетающим сверху снарядам, выпущенным с беспилотных летательных аппаратов. Против ударов БПЛА планируют применять лазер, способный сбивать ракеты, летящие в танк сверху.

Также к перспективным идеям в сфере развития комплексов активной защиты танков можно отнести внедрение электромагнитной брони. Когда снаряд или кумулятивная струя будут проходить через пластину брони, мощный импульс тока приведет к уничтожению поражающего элемента. Кроме того электромагнитная броня позволяет с помощью радаров и датчиков выбирать самый разумный способ защиты от атаки.

Сейчас перед конструкторами стоит и еще одна важнейшая проблема – как защитить сами многочисленные радары и датчики, установленные на танке. Ведь одна очередь из автомата и простой пехотинец противника выведет их из строя, тем самым нарушив всю систему активной защиты боевой машины. Поэтому поле для дальнейших исследований и разработок остается просто огромным.

Коронавирус: так борьба или всё-таки полумеры


В московском метро – тысячные очереди из-за пропускного режима, но одиночку в безлюдном парке могут оштрафовать. «Звезды» шоу-бизнеса зовут соблюдать самоизоляцию, но сами не покидают телеэфир. В итоге меры против пандемии вызывают все больше вопросов.


Борьбой с коронавирусом сегодня заняты почти все страны мира, а эксперты и аналитики, тем временем, обсуждают, как быть человечеству в настоящее время, как ему жить после пандемии и вообще как эта загадочная болезнь охватила планету. Например, американская разведка, как выяснилось, еще в ноябре 2019 года предупреждала страны НАТО и Израиль о распространении коронавируса, хотя Китай официально заговорил об эпидемии лишь в самом конце декабря 2019 года.

Кстати, и в России осенью 2019 года во многих регионах имело место увеличение случаев заболевания вирусной пневмонией (чего таить, и у автора этих строк жена и дочь переболели воспалением легких как раз в это время, да и среди знакомых и соседей много кто болел именно осенью–зимой). Так что, вполне вероятно, что вирус стал распространяться еще в 2019 году, но лишь сейчас правительства обратили на него внимание. При этом официальная точка зрения военного ведомства США остается прежней: SARS-CoV-2 имеет естественное происхождение.

Практически во всех регионах России введен режим самоизоляции. Власть утверждает, что самоизоляция – один из самых действенных способов не допустить дальнейшего роста числа заболевших. В определенном смысле это действительно так, но только если в том случае, если это настоящая самоизоляция, а не выборочная, когда в той же Москве миллионы людей продолжают работать и ходить на работу.

Но взять любой среднестатистический город и что мы видим? Из-за сокращения автобусов на маршрутах общественный транспорт переполнен, на остановках – очереди (про пропускную систему в метро Москвы можно даже не упоминать). Заразиться в автобусе или очереди в него гораздо проще, чем во время прогулки в парке или, о ужас, поездки с членами семьи, с которыми и так живешь под одной крышей, на дачу - на шашлыки.

Патрульные проверяют каждый день сотни людей, прикасаясь к их документам (пусть и в перчатках - или на перчатках вирус сразу же погибает?..) , подходя к ним ближе установленной социальной дистанции. И ладно бы подходили к явно праздно шатающимся группам граждан, но ведь останавливают одиноких прохожих, идущих в магазин. Какой в этом смысл, если тот же страж порядка может выступить в роли переносчика заболевания?


Вряд ли подобные меры действительно препятствуют распространению коронавируса. К тому же, как и ожидалось, власть с удовольствием ввела меры полицейского характера, но практически не оказала населению реальной социальной поддержки.

Не удивительно, что население в целом восприняло режим самоизоляции скорее негативно, особенно когда стало ясно, что «нерабочей неделей», о которой говорил Владимир Путин в конце марта, не обойтись. Не случайно ведь президент соседней Беларуси Александр Лукашенко, когда его спросили о введении режима самоизоляции, ответил прямо:

Что мы будем жрать?

Не зря принимаемые российским руководством меры называют полумерами. Самоизоляция, помощь малообеспеченным семьям с тремя детьми и московским безработным – безусловно, позитивные начинания.

Но надо признать, что минусы перевешивают плюсы:

- вопрос социальной поддержки более широких категорий населения не решен;
- федеральная власть сбросила ответственность на губернаторов;
- на местах организация санитарно-эпидемиологических мер хромает;
- по малому и среднему бизнесу нанесен сильнейший удар, реальной помощи ему нет;
- СМИ и соцсети способствуют нарастанию панических и упаднических настроений, нагнетают истерию.

Кстати, общество сейчас разделилось на горячих сторонников и противников самоизоляции. Одни призывают чуть ли не сажать в тюрьму тех, кто вышел на улицу, другие обвиняют власть едва ли не в фашизме и рассуждают о сговоре мировых элит. И ответ на вопрос о том, как России выйти из сложившейся ситуации и преодолеть ее последствия, пожалуй, не может сегодня дать никто.

Если верить официальной статистике, то Россия вышла на одно из первых мест по темпам роста числа выявленных заболевших COVID-19 за сутки - свыше 4 тысяч случаев в течение суток. Для сравнения, США - 3674, Германия - 1566, Испания - 2132, Южная Корея - 22.

Но сложно отрицать, что эта пандемия мир изменит, в некотором смысле «перезагрузив» и экономическую систему, и политические отношения, и, что еще важнее, социальные и социокультурные основы бытия современного человека. Атомизация современного общества станет еще большей, целые сферы деятельности стремительно цифровизируются, контроль за каждым человеком усилится - и это лишь первое, о чем мы можем предполагать.
наверх