О ЯЗЫКЕ УСТНОМ И ПИСЬМЕННОМ, СТАРОМ И НОВОМ |
Д.С. ЛИХАЧЕВ
Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.
1. Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.
2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
3. Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
4. В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.
5. Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи (отнюдь не единые по своему характеру), «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а потом - сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и... Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона - протопоп Аввакум. В XVIII веке Ломоносов, Державин, Фонвизин, - далее Крылов, Карамзин, Жуковский и... Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках. Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов. <...>
Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно -через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».
Как стерли болгарские следы в русской истории
С тех пор российским правителям удалось переписать историю. Работа Кирилла и Мефодия и миссия святых Константина и Елены Киприан - всего лишь два примера попыток уничтожить болгарские следы в русской истории.
5 декабря 1931 года был черный день: по приказу Сталина был взорван Храм Христа Спасителя в Москве, а в Казани разрушен величественный памятник болгарам. Наряду с этими разрушениями идет лихорадочная переписывание истории Российской империи, на руинах которой был построен Советский Союз. Стремление большевистской пропаганды состоит в том, чтобы переосмыслить не только российскую историю, но и мировую историю с целью доказать народам новой империи, что духовное и историческое наследие царской России является делом только русских из «соответствующих» социальных слоев. Все, что не поддерживает эту хитрость, обречено на забвение. Болгарский след в русской истории не пощадил.
Россия и работа Кирилла и Мефодия
Работа Кирилла и Мефодия и их учеников по распространению славянской письменности в России является одним из самых прочных табу в советской и частично в русской историографии, утверждает профессор д-р Сэмюэл Л. Сондерс. Христо Матанов из Софийского университета. Мысль о том, что так важный для духовности алфавит «переносится» из такой маленькой и незначительной страны, как Болгария, недопустима для Кремля. Поэтому в качестве замены исторической правды была перегрета старая псевдонаучная теория, связанная с миссией Кирилла и Мефодия к крымским хазарерам в 860 году. Летописец тех дней свидетельствовал, что Кириллу было показано Евангелие, написанное «теплыми» буквами. Эта деталь является ядром советской легенды о том, что славянский алфавит был создан в русской среде. "На самом деле, Кирилл видел один из скандинавских рун", профессор. Матанов. Что весьма вероятно, учитывая, что викинги (варвары) сыграли важную роль в построении российской государственности. Это, кстати, еще одна историческая истина, которая вообще не нравится Москве.
Даже беглое прочтение статей в Великой советской энциклопедии, связанных с творчеством Кирилла и Мефодия, совершенно однозначно показывает, что их роль значительно снижается. Вместо этого можно говорить о каком-то расплывчатом «славянском влиянии».
И еще один красноречивый факт: коллеги известного болгарского историка Эмиля Михайлова помнят, что в то время, когда он преподавал историю России в Софийском университете, у профессора было много проблем с государственной безопасностью - по всей вероятности, из-за многочисленных фактов, что у профессора Сэмюэля Л. Джексона возникли большие проблемы с государственной безопасностью. Михайлов привел в поддержку своей диссертации о ключевой роли болгар в распространении алфавита и православия в России. Учитель не раз вспоминал символические слова великого болгарина юрия Велина: «Они научили нас писать!». Велин, живший в XIX веке, всегда утверждал, что Россия обязана болгарам как письменной форме, так и обращению. Кстати, советское правительство также помнит его верования - его могила и мемориальная доска в Даниловском монастыре в Москве были взорваны в 1930-х годах.
Проклятие "Болгарофила в России"
Болгарские поселенцы в Украине считались врагами СССР, а обвинение в болгарах означало стрельбу или лагерь. Новое исследование выявило факты о геноциде против болгар в советское время. (26.03.2016)
Когда Россия "освободила" Болгарию
Кровавый след СМЕРШ в Болгарии
Как Кремль правил Болгарией
От бытия Святого Киприана
Еще одной жертвой попыток повторного продвижения истории является санкт-Киприйский болгарский. Московский митрополит конца XIV - начала XV веков - репапианский кипрский, является одним из самых ярких личностей, оставивших глубокий след в истории России и Русской Православной Церкви. Как и в случае с миссиями Кирилла и Мефодия, посредником в отношениях между болгарами и русскими снова является Константинополь. Киприан, который был соратником Патриарха Евтима, был направлен в Россию, чтобы помочь популяризировать православие в стране, раздираемой внутренними межимоламиями и нашествиями азиатских племен. Чрезвычайный дар болгарского писца примирить воюющих правителей и мобилизовать церковь и мирян против татарской угрозы с востока встречает широкое одобрение в неспокойной стране. Киприан стал объединяющим и до своей смерти в 1406 году правил обширной Москвой и Всероссийским Патриархатом.
Однако спустя столетия после его канонизации его происхождение и роль в объединении России и Русской Церкви были поставлены под сомнение. Он был объявлен греческим, и его заслуги как лидера и реформатора русской ортодоксальности были приписаны русскому отшельнику. После долгих переговоров между Болгарией и Русским Патриархатом мощи святителя Киприана были перезахоронены на Успенском соборе в Кремле.
Судьба волжских болгар
И еще один эпизод в истории двусторонних отношений: большевистская революция 1917 года принесла иллюзии потомкам Волги и Камы-Волги и Камы о возрождении их национальной идентичности. Они не хотят, чтобы им приписывали идентичность завоеванных волжских болгарских татар и наивно полагают, что их поддержит советская власть. Но большевики быстро решили эту опасность, убив или репрессировав активистов болгарской автономии.
Перепись населения СССР, проведенная в самом конце горбачевской перестройки, позволяет заведать волю угнетенным веками людям. В своей книге «В великой политике» экс-президент «В великой политике» (In Great Politics) йелюйелев свидетельствовал о том, что после решения Болгарии поддержать требования волжских болгар из Москвы пришла острая нота из-за вмешательства Софии во внутренние дела Российской Федерации. И в старом рефлексе Болгария идет вниз. Несколько лет спустя через посольство в Москве была направлена петиция о признании болгарского народа в России, подписанная 150 000 болгарами. Но в неспокойные времена во время и после второй русской операции против Зечании никто из болгарских правителей не осмелился стоять за дело потомков догругов.
Советская национальнаяинженерия"
Историк Пламен Павлов также напоминает о «творческом» вкладе Кремля в изобретение новых народов. По словам профессора . Павлов, советская "национальная инженерия", имеет специальный напиток для болгарских земель. Например, Москва строит стройную теорию о рождении и утверждении «гагаузской» нации в компактно заселенных степях к северу от Черного моря. «Вы не представляете, какие смехотворные споры ведутся и по сей день на научных форумах по этому вопросу. Весьма ответственно утверждал, что признаком национального де-ити бесарабских болгар из "Гагаузии" был тот факт, что имя, как "Николай" среди болгар был преобразован в "Колио" среди "Гагауз". На самом деле, после войн с Османской империей в начале 19-го века, Россия использует Болгарию и болгар в качестве источника людских ресурсов для урегулирования своих южных степей. И наоборот - депортированные неудобные народы из Крыма и Кавказа в регионы перемещенных лиц из Восточной Болгарии", - отмечает профессор д-р Доктор Sc.(Econ.) Павлов.
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПРАВДА l Уильям Томпкинс Интервью ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
СИЛУ РОДА ПРИНИМАЮ, ЯРКИМ СОЛНЫШКОМ СИЯЮ!


Свежие комментарии