На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    Право у меня одно-уверовав в Господа своего и в чудеса,которые Он мне преподносит,а всё остальное от лукавого, любимо...Из Эстляндии пере...
  • Юрий Ильинов
    The Times: Встреча лидеров США, России и Китая возможна в Пекине на праздновании 80-летия окончания Второй мировой во...Трамп вынимает пр...
  • Юрий Ильинов
    Начальник иранского Генштаба заявил, что Израиль в ходе 12-дневной войны потерял столько средств авиации, сколько не ...Путин заявил Эрдо...

«Второму» Транссибу пора прирастать Северо-Сибирской магистралью

«Второму» Транссибу пора прирастать Северо-Сибирской магистралью

Тихоокеанская железная дорога готова к запуску

К середине ноября с. г. завершен крупнейший инфраструктурный проект в сибирско-дальневосточном регионе: это железнодорожная магистраль в 531 км между Саха-Якутией и Охотским побережьем Хабаровского края по линии Эльга – мыс Манорский, где завершается сооружение порта Эльга.

Уже состоялась тестовая перевозка грузов по этой артерии: 14 ноября принят первый балкер под погрузку угля.

Подчеркнём, что столь протяженная магистраль создана всего лишь за 4 года, притом в сложных природно-климатических условиях, причём с использованием почти исключительно российского оборудования. Совокупные (сугубо частные) инвестиции в проект по первичной смете составили почти 146 млрд. рублей, но по факту они превысили 160 млрд. руб. Саму железнодорожную артерию и порт Эльга введут в постоянную эксплуатацию уже в 1-м квартале 2025 года.

Данная артерия обеспечивает дополнительный, притом кратчайший транспортный выход Восточно-Сибирского региона к Охотскому бассейну. Дополнительная значимость новой магистрали состоит в том, что порт в этом бассейне впервые будет состыкован с железной дорогой, соединённой с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью.

В совокупности это повышает конкурентоспособность сибирско-дальневосточной транспортной системы в грузовом транзите между Азией и Европой в более широком контексте разворота России на Восток. Крупные инфраструктурные проекты также способствуют комплексному освоению минерально-сырьевой базы обширного ареала на юге Республики Саха – Якутии и Охотского региона Хабаровского края.

Речь идёт о крупных высококачественных запасах не только угля, но и руд цветных (олово, молибден, свинцово-цинковые зоны), редкоземельных металлов, графита, слюды. Симптоматично, что в ходе недавнего XVIII Международного форума «Транспорт России» премьер-министр России Михаил Мишустин подчеркнул важность опорной сети из 15 гаваней, включая Эльгу, Ванино, Восточный.

Во внешнеэкономическом контексте новый маршрут ориентирован на экспорт каменного угля из южных районов Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2026 году нашим партнёрам через порт Эльга будет отправляться до 30 млн. тонн угля в год, а к 2027 г. – до 50 млн тонн угля. К началу 2030-х годов внешнеэкономическую «специализацию» рассматриваемого коридора планируется расширить за счёт грузового транзита между странами АТР и Европой.

Как отмечает портал Vostok. Today (14 ноября с. г.), «одно из неоспоримых преимуществу новой магистрали заключается в том, что она снимет часть нагрузки с Восточного полигона – БАМа и Транссиба». Это весьма актуально ввиду растущей перегруженности ряда участков БАМа и особенно Транссиба, как и некоторых примыкающих к ним портов и трансграничных транспортных переходов на российско-китайской границе.

Востребованность «второго» Транссиба обусловлена и тем, что военно-политическая ситуация на традиционных международных маршрутах повышает спрос на альтернативные, особенно кратчайшие коммуникации. Основой же их ареал – Сибирско-Дальневосточный регион России и связанные с ним коридоры, связывающие Российскую Федерацию с Китайской Народной Республикой (включая транзит через Казахстан и Монголию). 

Надо заметить, наибольший зарубежный спрос на транзит с Европой по этим магистралям проявляют большинство стран Юго-Восточной Азии, что не в последнюю очередь обусловлено планами по формированию в ближайшие годы зоны свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС-РФ с растущими «индустриальными полюсами» этого региона –Индонезией и Таиландом (с Вьетнамом, с которым уже почти 10 лет действует ЗСТ). Однако деструктивная позиция деструктивных сил на Западе, развязавших кровопролитный вооружённый конфликт на Украине, препятствует транспортной связности Евразии и свободному перемещению грузов. В настоящее время действующие портовые мощности Приморского края и почти все связанные с ними железные дороги и погранпереходы ныне работают почти со 100-процентной загрузкой, что обусловлено всё тем же «разворотом на Восток».

Соответственно, развитие портово-железнодорожных мощностей в Хабаровском крае – Охотском бассейне становится стратегической задачей инфраструктурного обеспечения укрепляющихся связей с бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Соответственно, «для ДФО этот проект имеет стратегически важное значение, в том числе как ключевой элемент развития региональных логистических мощностей в рамках политики разворота России на Восток. Будем оказывать строительству также порта на мысе Манорский максимальное содействие, сопровождать проект на всех этапах его реализации», отмечает гендиректор «Корпорации развития Дальнего Востока» Николай Запрягаев.

Тем временем управляющая компания «Эльга», реализующая проект угольного терминала «Порт Эльга» на мысе Манорский, заключила в феврале с. г. контракт с китайской верфью на строительство трёх буксиров современного ледового класса Аrc4. Контракт к концу текущего года выполнен более чем наполовину: построены и переданы 2 буксира, предназначенных для выполнения швартовых операций в акватории угольного терминала в ледовый (зимне-весенний) период.

В более широком контексте «второй» Транссиб – это система новых евразийских магистралей, дополняющих Транссиб и БАМ, призванный равномерно распределять грузопотоки, включая внешнеторговые и транзитные, в обширном Сибирско-Дальневосточном транспортном ареале.

Кроме того, транспортной стратегией РФ до 2035 г. включительно предусмотрен (с 2014 г.) проект Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (ССЖМ) протяжённостью почти в 1,9 тыс. км по линии Нижневартовск – Усть-Илимск, параллельной западно- и восточносибирскому секторам Транссиба и стыкующейся с Транссибом / БАМом. В конце 2023 г. Президент России Владимир Путин поручил правительству уточнить параметры этого проекта, впервые разработанного еще в первой половине 1950-х годов.

По мнению Сергея Ольховикова, эксперта Сибирского государственного университета путей сообщения из Новосибирска, в этой артерии заинтересованы «и перерабатывающие комплексы европейской части страны. Они получат благодаря новой магистрали дополнительный выход к устойчивой ресурсной базе Азиатской части России», используя эту базу «в том числе, как защиту против колебания цен соответствующих ресурсов на мировом рынке». С учётом благоприятного воздействия ССЖМ «на внешнеэкономические связи Сибири и Дальнего Востока, и при наличии конкретных производственных проектов в этих регионах создание данной магистрали – среди главных приоритетов комплексного развития транспортной системы Сибири и в целом – России». Схожего мнения придерживается основатель российско-китайской транспортной компании Rus Trans China Александр Стрельников отмечая, что с учётом геополитической ситуации и необходимости диверсификации транспортных путей железнодорожный проект СевСиба остаётся исключительно актуальным: «Строительство новой железной дороги позволит России сократить транзитную зависимость от Казахстана (южный и центральный сектора Транссиба пересекают северный Казахстан. – Прим. ред.). Кроме того, это поспособствует развитию регионов и улучшению логистики внутри страны. Экономически новая железная дорога может существенно сократить время и затраты на перевозку грузов между Сибирью и Уралом.  Политически проект демонстрирует стремление России укрепить свою инфраструктуру и снизить зависимость от соседей, что в условиях растущей конкуренции в Центральной Азии становится особенно значимым».

Таким образом, формируемый «второй» Транссиб – важнейшая составная часть бессрочной и всё активнее реализуемой внутри- и внешнеэкономической стратегии России в условиях формирующегося многополярного мира. 

Кредитная активность россиян растет, несмотря на «рекордную» ключевую ставку?

«Анализ показателей: кредитная активность россиян растет», об этом сообщают Торги России, ссылаясь на статистическое исследование «Национального бюро кредитных историй» (НБКИ). Портал «Торги России» – самый крупный агрегатор торгов на территории Российской Федерации. После такого сразу возникает мысль: неужели действительно люди стали брать больше кредитов, несмотря на столь высокую ключевую ставку – 21%?

Оказалась, что такой вывод сделан исключительно на основе статистических данных о средних лимитах по кредитным картам.


Динамика среднего размера лимитов по кредитным картам в 2024 году (график построен автором на основе данных НБКИ.

График построен автором на основе данных НБКИ

Из графика видно, что средний размер лимитов по кредитным картам в 2024 году рос и достиг в октябре показателя 109 800 рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 5,4% (в сентябре 2024 года – 104 200 рублей).

Данные НБКИ о росте средних лимитов по кредитным картам в октябре 2024 года свидетельствуют о нескольких важных тенденциях на российском рынке розничного кредитования.

Увеличение на 5,4% по сравнению с сентябрем – это важный показатель, указывающий на оптимистичные ожидания банков относительно платежеспособности населения и снижения рисков невозврата кредитов. Возможно, это связано с сезонным фактором – предновогодним ростом потребительской активности, а также с повышением уровня доходов части населения.

Однако для более полной картины необходимо учитывать и другие факторы, такие как инфляция, изменение процентных ставок и общая экономическая ситуация в стране. А также самое главное – пользуются ли россияне деньгами в рамках увеличенных лимитов, или они просто лежат на карте.

Как пишет издание «Коммерсант», у банков растет доля одобренных кредитов и падает объем выданных.

По итогам октября банки одобрили 42% заявок физических лиц на выдачу кредитов наличными, что стало значительным достижением для финансового сектора. Этот показатель, согласно данным «Объединенного кредитного бюро» (ОКБ), стал максимальным за последний год, и его рост стал неожиданностью для многих аналитиков. В течение последних девяти месяцев уровень одобрения колебался в пределах 33–38%, что указывало на осторожность банков в условиях неопределенности на рынке.

Однако, несмотря на рост уровня одобрений, объем реально выданных кредитов снижается. Граждане не торопятся брать кредиты, полная стоимость которых уже перевалила за 30% годовых. Падение наблюдается уже пятый месяц подряд.

Банки, в свою очередь, могут быть вынуждены пересмотреть свои стратегии, чтобы стимулировать спрос на кредиты. Возможно, они начнут предлагать более привлекательные условия, такие как сниженные процентные ставки или специальные программы для определенных категорий заемщиков. Это может помочь не только увеличить объем выданных кредитов, но и улучшить финансовые показатели самих банков.

Таким образом, текущая ситуация на рынке кредитования демонстрирует сложный баланс между повышением уровня одобрений и снижением фактических выдач. Банкам необходимо находить новые подходы и методы для привлечения заемщиков, а заемщикам – тщательно анализировать свои финансовые возможности и риски, прежде чем принимать решение о кредите. Важно, чтобы обе стороны нашли общий язык для создания устойчивой и взаимовыгодной среды на кредитном рынке.

Интересные данные приводит Центральный банк Российской Федерации в своем отчете «Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй» за первое полугодие 2024 года.

На основе приведенных Центробанком цифр, можно сделать неутешительный вывод о том, что стали брать больше кредитов только те люди, у кого их итак много. Количество заемщиков с тремя кредитами и более за год увеличилось на 20% и на 1 июля 2024 составило 13,2 миллиона человек. При этом число заемщиков с одним кредитом остается стабильным – около 21,6 миллиона человек.

Также ЦБ отмечает, что увеличилось число пользователей кредитных карт за год на 5,2 миллиона человек (+22%), но все меньше граждан берут кредит наличными: за год количество таких заемщиков сократилось на 0,5 миллиона человек. Скорее всего, популярность кредитных карт связана с тем, что по такому продукту предусмотрен небольшой льготный период, когда деньгами можно пользоваться бесплатно.

Кроме того, интересно, что количество ипотечных заемщиков за 12 месяцев (по июль 2024 года) увеличилось на 8% (до 10,7 миллиона человек), а число заемщиков с автокредитом за год возросло на 44% и впервые превысило 2 миллиона человек. Однако это данные на июль месяц (за первое полугодие 2024 года), когда ключевая ставка была еще на уровне 16%. Для более объективной картины ждем свежий отчет Банка России за второе полугодие 2024 года.

В четырёх городах Финляндии пройдут митинги активистов за открытие границ с Россией

Жители Финляндии сообщили о запланированных митингах. Активисты требуют от властей открыть границы с Россией.

Представители «Александровского общества» в Финляндии заявили о подготовке к митингам за открытие границ с Россией. Демонстративное обращение к властям запланировано на 15 декабря. Акции согласовали с полицией. Они пройдут в четырёх городах: Хельсинки, Тампере, Лаппеенранте и Лахти. Активисты общества намерены громко заявить о проблеме граждан, которые пострадали от политики властей. Многие не могут попасть в страну. Инициативные участники акций рассказали, что удивлены открытием границ с Россией только для грузов. Активисты подчеркнули, что пока власти не запустили работу пунктов пропуска на российско-финской границе для людей.

Стоит отметить, ситуация на международном уровне начала меняться. Ранее «ГОЛОС РЕГИОНОВ» писал, что Россия и Финляндия рассматривают открытие границ в 2025 году. Однако, по информации некоторых источников, финская сторона не рассчитывает снимать ограничения раньше февраля.

Герман Галкин

Новые короли: Строительный каток безжалостно давит рынки, которые не могут сопротивляться башенным кранам

На месте прилавков вырастают жилые комплексы, часто элитные

На фото: на "Зеленый" рынок вход закрыт.
На фото: на «Зеленый» рынок вход закрыт. 

В Челябинске закрывают знаковый рынок. В других региональных центрах идут похожие процессы. Но разве рынки современной России не нужны?

«Место, где было всё»

В Челябинске прекращает существование рынок, который намного старше постсоветской России. «Зеленый рынок» был в свое время «фирменным» овощным рынком. Во времена СССР здесь можно было купить картошку, капусту, свеклу, другие овощи, а еще молоко и мясо.

Цены были выше, чем в магазинах. Но покупатели ценили ассортимент и качество продукции на рынке. Тогда мало кто задумывался, что этот рынок, как и некоторые другие, был островком капитализма в условиях Советской власти.

Недавно краеведы нашли документы, что Зеленый рынок работал в Челябинске еще с царских времен. Располагался он тогда на Южной площади (сегодня это площадь Революции, главная площадь города).

Читайте также

Резиденцию Си Цзиньпиня на Урале постигла трудная судьба

Резиденцию Си Цзиньпиня на Урале постигла трудная судьбаЗаброшенные стройки иногда становятся визитными карточками наших городов. Но это плохие визитные карточки

В то время на всех челябинских площадях обязательно торговали. Зачем еще могла быть нужна площадь? Здесь продавали мясо, другие продукты, а также щепной товар, иными словами, изделия из дерева.

Когда пришла Советская власть, Южную площадь отвели под массовые мероприятия. Базар сместился в сторону элеватора. В 60-х годах ХХ века его закрыли и там. Новый открылся уже в так называемом Заречье, возле Троицкой церкви. Здесь рынок работал десятилетия, вплоть до сегодняшней кончины.

Я помню, как ходил с родителями в детстве на «Зеленый рынок» по выходным. Здесь покупали картошку, свеклу, мясо, молочные продукты, в том числе сгущенку, летом брали фрукты. Иногда покупали что-то из одежды. На своей последней площадке Зеленый рынок работал с 1991 года.

Одно время пошла мода на спортивные костюмы и кроссовки, которые покупали тоже здесь. Про этот рынок челябинцы говорили, что здесь можно найти всё. Некоторые вспоминают, что тут даже черепашек продавали.

Но по мере развития сетевой торговли рынок постепенно превратился из овощного в преимущественно в вещевой. И работал уже на сравнительно небольшой площади. Теперь же все — финал истории. Рынок закрывается и будет снесен. На его месте возведут многоэтажный жилой комплекс. Место же «шоколадное», вблизи исторического центра.

На фото: "Зеленый" рынок закрывают.
На фото: "Зеленый" рынок закрывают.

Кстати, челябинская епархия поддерживает столь радикальное изменение территории, прилегающей к церкви.

Знакомы челябинский предприниматель в беседе с «СП» поддержал перемены: «Зеленый» давно пора было закрыть. Как и сарай через дорогу".

Через дорогу от «Зеленого» находится другой старый рынок — «Восточный город», который горел в январе. Уже тогда было много разговоров, что пожар случился не просто так.

Другие знаменитые челябинские рынки тоже постепенно стирает время. Прекратил существование в том числе Каширинский рынок, где оптом продавали овощи и фрукты (на месте рынка тоже строят жилой комплекс).

Название «Зеленый» в центре Челябинска не исчезнет окончательно. Рядом со старым рынком давно возвели крытый трехэтажный торговый комплекс, который так называется. Большую его часть занял дискаунтер «Светофор».

Рынки умирают по всему Уралу

Традиционные рынки, существовавшие десятилетиями, закрываются один не только в Челябинске.

В Екатеринбурге в июне закрыли Уралмашевский рынок. На этой территории тоже построят многоквартирные дома. Годом раньше та же участь постигла Ботанический рынок, на территории которого решили возвести жилой квартал по схеме комплексного освоения территории.

В сентябре этого года заговорили о предстоящем закрытии Новомосковского рынка. Здесь тоже могут появиться жилые комплексы.

В Тюмени в начале года власти объявили о предстоящем закрытии Центрального рынка. Не всем горожанам такое по душе. Но кто их будет спрашивать. Земля под рынками, которые расположены, как правило, в удобных местах, — очень хороший актив властей в любом городе.

Ранее в городе закрыли Червишевский рынок. Та же участь постигла рынок «На Минской». Появилась информация и о закрытии популярного «Тюменского» рынка.

В Кургане с ноября могут закрыть Кировский рынок.

Но только ли в том дело, что могущественная еще с советских времен торговля проиграла энергичному, жесткому и алчному строительному лобби, которое во всех регионах берет бразды правления в свои руки?

Рынки изжили себя?

Доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Елена Топоркова уверена, что рынки просто уже не актуальны в наши дни. Многие покупатели приобретают сейчас товары в интернет-магазинах.

Кроме того, закрытию рынков способствуют изменения правил торговли, в том числе обязательная маркировка товаров.

Вице-председатель челябинского отделения бизнес-объединения «ОПОРА РОССИИ» Алексей Ларин высказался в разговоре с «СП» так:

— В 90-х годах в новых экономических условиях «Зеленый рынок» был точкой развития предпринимательства. Здесь продавали различные товары, включая продукцию сельского хозяйства. Но в последующем рынки стали менее актуальны. Сейчас почти вся продукция приобретается в крупных магазинах, которые гарантируют качество той же сельскохозяйственной продукцию при адекватной цене.

На смену старым рынкам может прийти формат, который хорошо зарекомендовал себя в столице. Это ярмарки, особенно ярмарки выходного дня, где непосредственные производители могут продавать свою продукцию городским жителям, обеспечивая и качество, и доступность.

Читайте также
«Город контрастов» — это не про Стамбул. Это про Салехард и СургутЗа шикарной витриной богатейших городов России скрываются сотни ветхих домов, куда воду до сих пор машины возят

Коллега Ларина по «ОР» Олег Извеков посмотрел на проблему с разных точек зрения:

— Рынки, особенно продуктовые, закрываются потому, что бурно развиваются маркет-плейсы. При этом цены на товары в маркет-плейсах могут быть выше, чем в магазинах.

На месте закрывающихся рынков будут реализовывать проекты комплексного развития территории (КРТ). Это тренд на ближайшие годы. А следом за рынками под проекты КРТ попадут промзоны, обветшалые старые жилые дома. На месте рынков появятся современные жилые комплексы, спорткомплексы, которых в крупных городах остро не хватает.

Однако рынки могут сохраниться, видоизменившись в некие целевые истории. Скажем, будет «Восточный базар» не как место, где можно что-то дешево купить в не самых комфортных условиях. Здесь будет соответствующая восточная атмосфера с традиционной для Востока культурой, где продавец и покупатель могут долго и с удовольствием торговаться. При этом цены на товары будут недешевыми.

Вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, гендиректор торгового дома «СантехУрал» Сергей Ермаков в беседе с «СП» заметил:

— Наверное, формат рынков просто изжил себя. Е-коммерс наступает. Уже в деревнях есть точки выдачи маркетплейсов. Малому бизнесу в небольших городах тоже придется шагать в ногу со временем. Технологический электровоз так просто не остановить. Да и не надо — потребителям удобно: цена, ассортимент, логистика доставки. Удобный формат. Сложнее перестроить мышление людям за 40+.

Руководитель Центра народного единства Челябинска Олег Чернышов прокомментировал для «СП» ситуацию так:

— На открытых рынках овощного, да и вещевого профиля работало и работает много мигрантов. Несомненно, дома вокруг таких рынков были перегружены иностранными гражданам с разным статусом пребывания на территории страны, количество которых, вероятнее всего, будет снижаться в таких локациях, с ликвидацией крупных рынков под открытым небом.

Формат рынков, как мне кажется, с появлением сетевых магазинов с внятной ценовой политикой и различными акциями, ушел в прошлое. Так что ничего мы не потеряем, только приобретем с появлением построенных на их месте инфраструктурных объектов вместо грязи и неряшливого вида.

Teboil откроет новые АЗС на территории Финляндии в 2025 году

Дочернее предприятие отечественного «Лукойла» планирует расширение сети автозаправочных станций в Финляндии вопреки санкциям. Предполагает, что новые АЗС появятся в ключевых городах европейского государства уже в начале следующего года.

Дочерняя компания «Лукойла» Teboil продолжает расширять своё присутствие на финском рынке. Нефтяное предприятие намерено в январе 2025 года открыть на территории европейского государства четыре новые АЗС. По информации общественного вещателя Yle, станции появятся в таких городах, как Хельсинки, Луумяки, Оулу и Туусуле. Как сообщает телерадиокомпания, одна из будущих заправок будет расположена всего в 50 км от российской границы, на месте бывшей станции техобслуживания.

По данным Yle, с осени 2022 года Teboil прекратила импорт и продажу российской нефти из-за санкций. В 2021 году предприятие зафиксировало операционную прибыль свыше 19 млн евро, но в 2023 году эта цифра упала до 210 тысяч евро. Тем не менее за этот год компания запустила в работу новые АЗС в нескольких городах Финляндии. Управление некоторыми из этих станций осуществляет центральное руководство «Лукойла», тогда как другие управляются предпринимателями, арендаторами, которые самостоятельно организуют их работу.

наверх