Необъяснимый сон Черноморского флота
Потоплен очередной корабль флота. БДК "Цезарь Кунников" пошёл на дно 14 февраля. Именно в этот день, 14 февраля 1943 года умер в результате тяжёлого ранения Герой Советского Союза легендарный морской десантник Цезарь Кунников, в честь которого был назван боевой корабль.
Слово «очередной», к сожалению, употреблено не случайно, так как потери боевых кораблей стали для Черноморского флота печальной традицией, что опять и опять даёт повод говорить Украине и её западным партнёрам о неспособности российских военных моряков отражать нападения воздушных и морских дронов.
Начальник Главного управления разведки Кирилл Буданов рассказал, что корабль перевозил груз из Новороссийска в Севастополь, когда его атаковали морские дроны.
А министр обороны Великобритании Грегори Шэппс выразился об уничтожении корабля так:
- Затопление еще одного военного корабля Путина станет мощным напоминанием о том, как Украина может выиграть эту войну с нашим финансированием...
Он не стал говорить о том, что целеуказание украинским безэкипажным катерам, атаковавшим российский БДК "Цезарь Кунников", осуществлял американский БЛА RQ-4B Global Hawk в режиме реального времени, взлетевший с базы в Италии.

К созданию, постройке и самому применению украинских надводных дронов Лондон имеет самое прямое отношение. Но Шэппс, разумеется, в данном случае объяснимо промолчал.
Высокопоставленный чиновник Госдепа США назвал «фундаментальным изменением стратегического позиционирования» тот факт, что российский флот не может действовать в Черном море, как угодно:
- Эти удары беспилотников в Черном море являются серьезным делом. Тот факт, что российский флот не может действовать в Черном море как угодно, по сравнению с тем, как он мог действовать в начале этой войны, является фундаментальным изменением стратегического позиционирования в Черноморском регионе.
Несомненно, что в Главном штабе ВМФ России и штабе Черноморского флота осуществляется мониторинг вражеских информационных ресурсов. И там точно должны знать о многочисленных публикациях в украинских СМИ, где детально описывается тактика и стратегия «ассиметричной войны», которую Украина развязала в ответ на поражения на фронтах.
Для киевского режима символы имеют большое значение. Поэтому потопление «Цезаря Кунникова» именно в день смерти обладателя этого имени считать случайностью нельзя.
Огромная, если не главная, роль в этой войне отводится ударам по Черноморскому флоту.
Надо чётко понимать, что при этих ударах враг отрабатывает методики внезапного уничтожения кораблей не только этого флота, но и других российских военных флотов - Балтийского, Северного и Тихоокеанского. Два последних являются обладателями подводных крейсеров морских стратегических ядерных сил, являющихся одной из составляющих российской ядерной триадой.
Таким образом, успешные безнаказанные удары украинских (читай - британских) надводных дронов на Чёрном море де-факто стали подготовкой к внезапному уничтожению российских боевых кораблей везде.
Не надо обманываться, что этого не может быть, потому что не может.
Чуть более 100 лет назад Англия уже била по военно-морской базе в Кронштадте, используя самолёты и впервые применив торпедные катера в бою. Лондон тогда использовал территорию Финляндии (ничего не напоминает?) для базирования самолётов и торпедных катеров. Атаки частично оказывались успешными, торпеды попали в несколько русских кораблей.
Британские газеты восторженно сообщали, что Кронштадт бомбят «неизвестные» самолёты. Эти публикации прекратились только тогда, когда большевики предъявили миру пленных англичан с потопленных торпедных катеров.
Если рассматривать сложившуюся на Черноморском флоте ситуацию с точки зрения дальнейшего развития украинского конфликта, следует предполагать, так называемые «украинские» надводные дроны могут появиться в акваториях Калининграда, Кронштадта, Североморска, Гадижиева, Вилючинске и других.
Тут тоже нет ничего нового.
Британская военно-морская стратегия в отношении России всегда предполагала такое.
Возвращаясь к истории, можно вспомнить, как во время Крымской войны 1854-1856 гг. Лондон пытался атаковать и на Балтике, и Севере, и на Дальнем Востоке.
Подводя предварительный итог: отсутствие эффективного противодействия ЧФ угрозе надводных дронов рано или поздно способно спровоцировать удары по другим российским военно-морским базам.
В такой ситуации бездействие, безынициативность и самоуспокоенность командования флота выглядят как вольное или невольное содействие вероятному агрессору.
Может, настала пора издать приказ специально для командования ЧФ? И присвоить этому приказу известный номер № 227?
Но есть ли возможности для успешной борьбы с надводными дронами?
Разумеется, есть.
Такие цели на всём маршруте имеют малую скорость и прекрасно обнаруживаются на водной поверхности. Никаких технических сложностей не представляет использование на кораблях привязных аэростатов, оборудованных видеокамерами с высоким разрешением и тепловизорами. А уж если поставить там малогабаритную РЛС миллиметрового или сантиметрового диапазона, тогда проблема обнаружения дронов будет фактически решена
Надо в разы увеличить количество огневых точек на кораблях. Нет никаких проблем с тем, чтобы при обнаружении и угрозе удара дронами начать применять дымовые завесы.
Необходимо начать выпускать и ставить на корабли станции РЭБ. Ведь судовые электрические мощности позволяют это сделать, не так ли?
Наконец, почему до сих пор в составе авиации ЧФ не нашёлся лётчик, который «по своей инициативе» не сбил бы этот самый американский БЛА RQ-4B Global Hawk?
Российский МИД принёс бы извинения, лётчика наказали бы и сняли с лётной работы. А в кулуарах Кремля вручили награду, как это не раз бывало с другими героями, а потом перевели его на другой флот.
Почему в составе авиации ЧФ до сих пор не появились БПЛА - постановщики помех, которые, сопровождая и действуя в непосредственной близости от RQ-4B Global Hawk или других разведывательных летательных аппаратов, давили бы их сигнал?
Это сложно? Это дорого? Это невозможно?
Такими и многими другими решениями полны российские военные Telegram-каналы и другие источники.
Но командование Черноморского флота продолжает вести себя, как ни в чём ни бывало.
Наверное, пора просыпаться.
Игорь Матвеев, военный эксперт
ß
Какова роль Черноморского флота РФ в достижении целей и задач СВО на Украине
За последние несколько недель украинские террористы совершили атаки сразу на два корабля Черноморского флота РФ. Судя по размещенным в открытом доступе видеозаписям, в качестве средства поражения использовались примитивные морские беспилотники-камикадзе. Почему эти нападения в принципе стали возможными?
«Волчьи стаи»
Малый ракетный катер Р-334 «Ивановец» ВМФ РФ был атакован украинскими морскими дронами в ночь на 1 февраля 2024 года. Из видеозаписи нападения, которую украинские террористы выложили в открытый доступ, следует, что экипаж МРК оказал ожесточенное сопротивление, героически отстреливаясь до последнего. Впоследствии профильный телеграм-канал «Злой морячок» разместил по этому событию следующий комментарий:
О том, что противник взял числом, сообщил популярный крымский блогер и военный эксперт Борис Рожин:
Двумя неделями позже, согласно заявлению ВСУ от 14 февраля, БДК «Цезарь Куников» был атакован вблизи побережья Алупки несколькими украинскими морскими беспилотными аппаратами MAGURA V5. Имеющаяся в открытом доступе видеозапись нападения была проанализирована российскими военными экспертами, о чем мы подробно рассказывали накануне.
Что же объединяет эти печальные события? То, что в обоих случаях атаки осуществлялись в ночное время и группой в формате так называемой волчьей стаи, а целеуказание для украинских дронов-камикадзе, совершенно очевидно, давал извне американский разведывательный беспилотник. А теперь давайте вспомним, как все когда-то начиналось.
А начиналось все с пробных нападений на российские разведывательные корабли, находившиеся где-то неподалеку от Босфора. Сперва в конце мая 2023 года атаке трех украинских БЭКов подвергся СРК «Иван Хурс», который смог отбиться от них при помощи бортовых 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установок МТПУ «Жало». В июне прошлого года на другой средний разведывательный корабль ВМФ РФ «Приазовье» напали уже шесть вражеских морских дронов. Его экипажу также совершенно героически удалось отстреляться из корабельной автоматической артиллерийской установки АК-306 калибром 30 мм.
В обоих случаях «Хурсу» и «Приазовью» повезло, что нападения осуществлялись в дневное время и наводчики видели стремительные атакующие дроны невооруженным глазом. И уже тогда, в июне 2023 года, автор данных строк задался вопросом, почему командование флота отправляет ценные разведывательные корабли без сопровождения:
Нет, утверждать подобное будет преувеличением. Морские БПА-камикадзе являются угрозой для беззащитных гражданских судов, а также для объектов береговой инфраструктуры. Настоящий боевой корабль легко от них отобьется. Проблемы могут возникнуть у почти безоружных СРК в случае атаки брандеров большой «волчьей стаей», да еще и в ночное время, когда стрелять на глазок затруднительно. Очень хочется надеяться, что командование Черноморского флота больше не будет отправлять разведывательные корабли без эскорта.
В начале 2024 года мы, к сожалению, на нескольких видеозаписях увидели, что может произойти в случае атаки «волчьей стаи» в ночное время. Одиночный МРК с его бортовым вооружением дал бой, а вот слабо вооруженный БДК не имел сопровождения и особых шансов уцелеть.
Что делать?
Для адекватного ответа на этот вопрос неплохо было бы понять, чего реально хотят добиться в Кремле, скажем, за 2024 год в ходе СВО. Если активных наступательных действий с решительными целями там не предполагается и ставка сделана на ожидание результатов президентских выборов в США, то тогда, наверное, еще оставшиеся на плаву корабли с Черного моря можно куда-то перевести. Какой смысл им изображать из себя большие плавучие мишени для украинских БЭКов и перспективных подводных дронов?
Это будет одна история. Если же все-таки президент Путин признал накануне, что его решение не вводить войска на Украину в 2014 году было ошибкой, то это совсем другая история:
В рамках данной логики очередное откладывание решительных действий против киевского режима в ожидании результатов президентских выборов в США в ноябре 2024-го будет стратегической ошибкой, дающей время врагу на подготовку. Так стоит ли ее совершать, прыгая на старые грабли?
Если слова президента Путина о «русском городе» Одессе и русском Причерноморье – это не просто работа на патриотически настроенную общественность в преддверии мартовских выборов в России, а программное заявление по целям спецоперации, тогда ему как Верховному главнокомандующему нужно трезво оценить качество командования Черноморским флотом как одного из инструментов достижения целей СВО и сам его состав.
О том, как можно усилить защиту от вражеских БЭКов, мы подробнее поговорим отдельно далее.
Свежие комментарии