Убийственная погода: из-за изменений климата погибли три вида древних людей. А наши предки выжили
Что это - предупреждение, с глобальным потеплением не шутят? Или наоборот - мы генетически способны жить при любой погоде?
У природы нет плохой погоды, говорите? Итальянские ученые готовы с этим поспорить.
Конечно, не только в климате дело. Но, похоже, он сыграл очень важную роль в эволюции. А точнее – умение или, наоборот, неспособность приспособиться к потеплениям и похолоданиям. За сотни тысяч летом с климатом всякие бывало.

- Мы увидели, что в древности люди не смогли пережить резких изменений климата. Они очень старались. Они двигались в более теплые края, когда наступал ледниковый период, они применяли “инновации” - приручили огонь, научились делать одежду. Но в конечном итоге это не помогло им выжить, - сопереживает климатическим неудачникам профессор палеонтологии и палоэкологии Паскуале Райя из Университете Неаполя.
Что сделал Райя и его коллеги? Сопоставили данные разных наук: антропологии, археологии, палеогенетики, палеоклиматологии, метеорологии.
Что получилось? Исчезновение как минимум трех видов древних людей – человека прямоходящего, гейдельбергского и неандертальца – совпало с резкими и неприятными изменениями климата. Еще раз: не только плохая погода погубила неандертальцев с гейдельбергцами, но она явно была “соучастницей”.
- Мы были удивлены, насколько точно все совпало: все три вида оказались в экстремальных для себя климатических условиях прямо перед тем, как исчезнуть, - признает Райя.
Ученый уверен, что результаты исследования – предупреждение нам, людям XXI века. Ведь мы тоже столкнулись с резким и быстрым изменением климата.
- Что же получается? Мы – представители единственной ветки человеческого рода, которая выжила. А теперь сами же эту ветку пилим. Человек уже оказывался беспомощным перед меняющимся климатом, и это может случиться снова.
-ö-ö-
Гозекский круг — древнейшая обсерватория
В центре Европы возле города Гозек (Германия, округ Бургенландкрайс, земля Саксония-Ангальт) находится необычное неолитическое сооружение — Гозекский круг. По мнению ученых, это древняя обсерватория, предположительно построенная в 4900 году до нашей эры и, скорее всего, является первой в своём роде.
Уникальное сооружение было случайно замечено в 1991 году при обзоре местности с самолёта. Именно тогда на пшеничном поле пилот увидел загадочные круглые очертания. К несчастью, время изрядно потрепало сохранность древнего строения, но реконструкция вернула ему первоначальный вид. На строительство пошло 1675 бревен из дуба, несколько машин мелкого камня для укрепления дубовых свай и немалая семимесячная кропотливая работа, связанная не только с обработкой и установкой тяжеленных колод, но и с земляными работами для очертания кругов.
Раскопки производились экспертами из Университета Галле-Виттенберга в 2002 году. Исследователям удалось установить, что Гозекский круг первоначально состоял из 4 концентрических окружностей с наибольшим диаметром около 75 метров, кургана, рва и двух деревянных палисадов.
В палисадах было трое ворот, направленных на юго-восток, юго-запад и север. Во время летнего и зимнего солнцестояний наблюдатели, стоящие в центре, могли видеть восход и заход солнца через юго-восточные и юго-западные ворота. По мнению ученых, Гозекский круг использовался для астрономических наблюдений и для составления лунного календаря.

Точность расчёта круга говорит о том, что древние создатели «небесного календаря» имели довольно неплохие познания в области астрономии, но его точное использование — это неиссякаемый источник самых жарких споров. В древней Европе был широко распространён «солнечный культ», поэтому есть мнение, что строение использовалось в некоторых ритуалах, возможно, даже с жертвоприношениями. При первоначальном исследовании Гозекского круга археологи нашли человеческие кости, среди которых был и обезглавленный скелет.
Внутри круга были найдены керамические осколки с характерными линейными узорами. Именно так расписывали свою посуду представители культуры накольчатой керамики, жившие 7 000 назад. Находку также часто называют «немецкий Стоунхендж», но Гозекский круг был построен на 2-3 тысячи лет раньше, чем британский Стоунхендж.
Стоит заметить, что в 1999 году в 25 километрах от Гозека охотники за древностями обнаружили с помощью металлоискателя бронзовый диск диаметром 30 сантиметров. На его поверхности располагались изображения Солнца, Луны и 32 звезд, в том числе, скопления Плеяды. Все элементы небосвода являлись накладными и были изготовлены из золота.

Диск из Небры
Место, где его нашли, находилось на огороженной в древности вершине 252-метрового холма. Это было подобное Гозекскому кругу сооружение в форме кольца, только меньше по размерам и младше его на 14-15 столетий. Нет никаких сомнений, что космологическая схема, изображённая на диске, является результатом многовековых наблюдений за небом, основа которых была положена в Гозекском круге.
Большинство археологов согласны, что Гозекский круг использовался для астрономических наблюдений и его можно считать древнейшей известной в мире солнечной обсерваторией эпохи неолита и бронзы.
-ö-ö-
Гетеры - кто это?

Проституция в древнегреческом мире была широко распространена, законна и приемлема как факт жизни и неизбежная необходимость. Государство регулировало эту отрасль и относилось к «коммерческому сексу» как к любой другой торговле. Почти каждый мужчина в Древнем мире был каким-либо образом связан с жрицей любви.
Распространённость секс-услуг в Древнем мире демонстрируется богатым словарным запасом классических языков. Современное выражение происходит от латинского слова prostituere, которое имеет несколько значений.
Судя по широкому диапазону терминологии, можно сделать вывод, что проституция была сложной системой со своей иерархией секс-работниц, которые обладали разной степенью автономии и уважения...
От низа до верха
На самой нижней ступени греческого сексуального спектра находились πόρνα (pornai), которых сдавали сутенёры и обычно заставляли отдавать им большую часть своего заработка. Порнаи жили и работали в публичных домах, заманивая клиентов на улицах. Эти женщины не были предназначены для прелюдии или личного удовольствия, у них был постоянный поток клиентов. Они почти всегда были рабынями и часто происходили из иноязычниц, что делало их, в глазах греков, нецивилизованными чужеземками.
Следующую ступень иерархической лестницы занимали независимые проститутки, которые добровольно продавали себя, рекламируя свои услуги на улицах, прежде чем увести нетерпеливого клиента в бордель или в отдельную съёмную комнату. Некоторые источники даже упоминают о «рекламном ходе», который использовали в своей работе некоторые путаны. Надевая специальные сандалии, они оставляли отпечаток на земле, указывая тем самым маршрут, по которому следует пройти клиенту. Формально эти женщины были свободными, но, как правило, принадлежали к низшему социальному классу.
И наивысшая каста среди куртизанок — Hraipa (hetaira), или «спутница». С одной стороны, эти дамы могли быть как профессиональными проститутками, так и просто женщинами, котбрые жили или спали с мужчиной, но не были замужем. Эти женщины, по большей части, развлекали представителей сильного пола во время застольных вечеринок. В отличие от проституток в борделе, гетерам было разрешено отказывать в сексе их клиентам без особых последствий, так как секс не всегда был обязательной частью услуги. Женщины из этого круга часто были образованными и артистичными. Одной из самых известных гетер и возлюбленной Перикла, политического деятеля Древней Греции, была Аспасия.
Центр индустрии развлечений
Первые бордели находились в храмах Вавилона, и ими управляли священнослужители. В Древней Греции борделями управляло государство. Имелись даже публичные дома, созданные самим государством как объекты общественного блага — они существовали для того, чтобы удержать резвую молодёжь от осквернения гречанок.
Будучи прибрежным городом и центром древнегреческого мира, Афины часто посещались моряками и торговцами, которые причаливали к берегу для работы и отдыха. Присутствие этих посетителей в городе вызвало потребность в развлечениях, и эта потребность была удовлетворена появлением сексуальных услуг.
Проституция со временем стала настоящей индустрией как для владельцев публичных домов, так и для самих «работниц». Присутствие в Афинах проституток принесло городу известность и популярность, предоставив купцам и иностранным путешественникам возможность оставаться здесь на некоторое время. А это, в свою очередь, сулило казне города больше денег.
Именно греки первыми заставили публичные дома платить налоги с официального дохода. Так, знаменитый афинский законодатель и поэт-лирик Солон ещё в VI веке до нашей эры основал государственные публичные дома, вычитая налоги из заработка проституток. Публичные дома «наполняли» сотрудницы, среди которых были как рабыни и женщины низшего сословия, так и женщины из верхних слоёв общества. Стоимость сексуальных услуг составляла шестую часть драхмы, что было эквивалентно дневной заработной плате обычного рабочего. О заработках сообщества женщин можно только догадываться, но в записях древнегреческого историка Геродота значился такой факт: «Греческая проститутка по имени Родопис настолько преуспела, что построила египетскую пирамиду из своих доходов».
В Древней Греции мужчины предпочитали жениться после 30 лет. Поэтому проституток часто нанимали более молодые мужчины, чтобы получить сексуальный опыт с женщиной до брака.
Довольно часто мужчина мог купить проститутку к себе в дом. Иначе говоря, иметь свою собственную наложницу. Он также мог делиться «любимой женщиной» с друзьями.
Такая куртизанка, в случае совместного проживания с мужчиной в течение нескольких лет, вполне могла считаться своего рода гражданской женой. И пользовалась всеми привилегиями законной жены. Исключением было лишь рождение ребёнка, который не считался бы гражданином, и растить такого ребёнка женщина должна была самостоятельно. Ввиду этого довольно распространённой практикой среди проституток было убийство детей. Чаще убивали мальчиков, поскольку дочери были предпочтительнее — им передавали «семейное дело».
Довольно часто проститутки покупали подростков-рабынь с целью обучения, чтобы в дальнейшем использовать их труд в своём бизнесе. Стареющая проститутка не имела другого выбора, кроме как зарабатывать деньги на услугах своих дочерей и учениц, многие из которых были молоды и красивы. Некоторые из жриц любви занимали в обществе видное положение: владея своим собственным борделем, они могли себе позволить профинансировать некоторые общественные мероприятия.
Что же до женатых мужчин, то они, конечно, тоже наслаждались обществом местных путан. Причём женатые афинские мужчины не только время от времени наслаждались гетерой, но и могли привести её в свой дом в качестве любовницы. А жене, в свою очередь, приходилось мириться с такими запросами мужа и изображать из себя вполне довольную всем спутницу жизни. Впрочем, не все женщины были готовы на такие жертвы. Есть свидетельства того, что по крайней мере одна афинская жена, возмутившись этим обычаем, Потребовала развода от своего развратного мужа. Но безуспешно.
Преступление и наказание
Проституция была открытым родом занятий, и общество принимало её как факт. А вот другие виды развлечений сексуального характера были ограничены и строго регламентировались.
В Афинах, например, женское прелюбодеяние считалось преступлением и рассматривалось как более тяжкий проступок, чем даже факт её изнасилования. Таким образом, греческие женщины, без всякого сомнения, стояли ниже мужчин во всех сферах жизни (социальной, правовой и экономической), кроме религии, в которой статус женщин был равен статусу мужчин.
Так что если молодой неженатый мужчина хотел заняться сексом, перед ним представал выбор между проституткой, свободной либо замужней женщиной. Во всяком случае, ожидалось, что хотя бы свободные женщины будут тщательно хранить своё целомудрие до замужества.
Древние афинские законы демонстрировали явное «отвращение» к супружеской неверности, которая исходила со стороны жены или любой другой женщины, которая была под властью мужчины. По закону «нарушитель» мог быть немедленно убит пострадавшей стороной мужского пола. Однако изнасилование не каралось так строго, поскольку насильник мог быть приговорён к смертной казни только в том случае, если его привлекали к ответственности афинские судебные органы, состоящие исключительно из граждан мужского пола.
Но несмотря на всю кажущуюся свободу, которой, на первый взгляд, обладала афинская проститутка, не будучи рабыней-прислугой в доме древних греков, тем не менее она всегда была рабыней своего тела. Хотя при этом проституция Древнего мира позволяла раздвинуть границы возможностей женщины и удовлетворить её стремление к иной жизни, не связанной светскими условиями и общественными ограничениями.
-ö-ö-
Молодежь идет на подмогу российским парламентариям
Идеи молодежного парламентаризма находят все больший отклик в молодежной среде. И тот живой интерес, который проявляет студенчество к вопросам собственного участия в управлении городом и политической жизни в целом – тому наглядное свидетельство.
30 марта представители органов местного самоуправления и общественных организаций, а также около 70 студентов собрались в Московском Государственном Университете Управления, чтобы побеседовать за круглым столом о перспективах молодежного самоуправления.
Организатором встречи выступила префектура Юго-Восточного административного округа Москвы. В форуме приняли участие и.о. префекта ЮВАО Михаил Грибинюченко , президент Центра развития молодёжного парламентаризма Лариса Синякова , главный специалист Комитета общественных связей города Москвы Ольга Илюхина, координатор центра молодёжной информации Комитета по делам семьи и молодёжи г. Москвы Василий Пономарёв, а также координаторы городского проекта «Гражданская смена» и многие другие.
Серьезное название мероприятия «Развитие молодежного парламентаризма и электронной демократии» отнюдь не отпугнуло молодых людей. Напротив, не упуская возможность обсудить свои насущные проблемы с действующими политиками и общественными деятелями, молодежь активно высказывалась по поднятым на круглом столе вопросам.
Активно обсуждались задачи молодежной политики, перспективы создания и работы в столице альтернативного парламента из представителей студенчества, а также создание молодежных палат при органах местного самоуправления. Живой отклик среди студентов нашли вопросы воспитания патриотизма и толерантности, развития студенческих СМИ, повышения политической грамотности молодежи и активного использования ею своего избирательного права.
Открывая круглый стол, Михаил Грибинюченко призвал собравшихся студентов к активному участию в общественной и политической жизни города. По его словам, поощрение молодежных инициатив является одним из приоритетов для правительства столицы.
Кроме того, Грибинюченко рассказал о создании Молодежного совета при префекте ЮВАО и общественных приемных при управах районов, куда студенческие организации могут обратиться со своими предложениями, и где могут получить поддержку в реализации своих проектов, а также принять посильное участие в работе госучреждения.
В ответ молодежь посетовала на недостаточную «свободу циркуляции» информации о развитии в Москве молодежного парламентаризма. Было отмечено, что большинство молодых людей, несмотря на то, что имеют активную жизненную позицию, до сих пор живут с установкой «От меня в политике ничего не зависит». Студенты высказали мнение, что необходимо уделять большее внимание продвижению в молодежной среде идей государственной ответственности, а информацию о возможностях претворения в жизнь молодежных проектов делать как можно более доступной.
Эти же шаги, по мнению студентов, смогут уменьшить риск использования политически активной молодежи в целях недобросовестных политиков. Так, информированность и грамотность, уверены студенты, станут залогом невосприимчивости молодых людей к националистическим или другим опасным для общества идеям.
Тема карьеры – одна самых волнующих для студентов. Они считают, что свой будущий успех можно заложить еще в институте. Сегодня многие крупные компании и учреждения проводят конкурсы и стажировки студентов, в которых просто надо участвовать, ведь, как говорит народная мудрость, под лежачий камень вода не течет.
О возможности реализовать себя в качестве начинающих политиков и проложить дорогу к будущей карьере, работая в молодежном парламенте, рассказала Лариса Синякова, президент Центра развития молодёжного парламентаризма. По ее словам, в России уже есть положительный опыт работы таких структур.
Так в округе Муром Владимирской области успешно работает молодежный парламент, формирование которого происходит параллельно с выборами в основной законодательный орган. Причем четверо выходцев из него уже стали настоящими депутатами. Молодежные парламенты сформированы также в Тверской, Липецкой, Амурской и других областях.
«Такой способ молодежного самоуправления – это гигантский ресурс, который работает во благо молодежи, а значит будущего всей страны», - подчеркнула Синякова. Согласившись с нею, представитель Мэра Москвы Анна Петрова, указала на целесообразность создания Молодежного парламента при Московской городской Думе.
В завершении встречи ее участники приняли резолюцию, в которой отметили, что именно ставка на зрелых, мыслящих и грамотных молодых людей станут залогом устойчивого развития нашей страны и скорейшего построения в ней полноценного гражданского общества.
Свежие комментарии