На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 040 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Глава МИД ФРГ: Берлин «стал немного честнее» и уже не ставит своей целью военное поражение РФ на Украине Пока новоис...С продвижением ар...
  • Юрий Ильинов
    Политолог: между Россией и Германией может начаться война в ближайшие недели Обстановка на возможном европейском теа...РПЛ-20 идёт в вой...
  • Юрий Ильинов
    Трамп объяснил, почему США не ввели новые санкции против России США не идут на ужесточение санкционной политики в от...А ведь Сикорские ...

6 фактов о нейронауке: как на самом деле исследования мозга влияют на нашу жизнь

www.popmech

 

6 фактов о нейронауке: как на самом деле исследования мозга влияют на нашу жизнь

Ученые по всему миру исследуют мозг и нейронные процессы, в один голос заявляя, что разгадка этих тайн способна полностью перевернуть мир и объяснить чудо человеческого существования. Нейропоезд современности стремительно мчится вперед, и сегодня едва ли существует какая-нибудь исследовательская дисциплина, которую нельзя модернизировать с помощью приставки «нейро».
Мозг исследуют все!

Вся правда о нейронауке в новинке «Нейромифология: что мы действительно знаем о мозге и чего мы не знаем о нем»

Автор книги «Нейромифология», Феликс Хаслер — кандидат медицинских наук, фармаколог, исследователь в Школе сознания и мозга при Берлинском университете им. Гумбольдта, приглашенный исследователь в Институте когнитивных и нейронаук им. Макса Планка в Лейпциге, предлагает читателям совершенно иной взгляд на эту прогрессивную область исследования и «болезнь умов» XXI века.

Он убежден, что нынешняя «нейрошумиха» не просто многократно преувеличена, она создает в корне неверное впечатление об актуальных исследованиях. Идея о том, что нам, достаточно лишь изучать мозг, чтобы постичь самих себя, весьма неоднозначна и остро нуждается в критической оценке. В книге он ставит перед собой нелегкую задачу: помочь читателю отличить правду от вымысла, адекватно определив цели и пути развития нейронауки, а также ее подлинное значение для каждого из нас. 

Публикуем топ-6 интересныхфактов из книги «Нейромифология: Что мы действительно знаем о мозге и чего мы не знаем о нем» — про так называемый нейромаркетинг: 

  1. Нейромаркетинговая реклама внушает, что нейронауки помогут точно расшифровать «тайную истину», скрытую в мозге субъекта.
    Например, это можно сделать, когда во время магнитно-резонансной томографии тестируемый потребитель просматривает различные рекламные лозунги или презентации товаров.
  2. Поиски объективных методов измерения уровня спроса, дремлющего глубоко в бессознательном потребителя, проводились уже с 1950-х годов. Сигналы, демонстрирующие эмоциональный отклик на рекламное сообщение, предполагалось уловить при анализе регистра и модуляции голоса.  
  3. То же самое ожидалось от измерения диаметра зрачка. Допускалось, что расширение зрачка покупателя при виде новой упаковки продукта связано с интересом к товару и желанием его приобрести. Однако это ни к чему не привело. Даже анализ голоса и размера зрачка не сделал поведение потребителя более предсказуемым.
  4. Показательным примером желания использовать нейронауки в коммерческих целях является индустрия нейромаркетинга, существующая примерно с 2002 года. Используя нейронаучные методы, предлагается выяснять вкусы и предпочтения потребителей на нейробиологическом уровне. По крайней мере, об этом в собственной рекламе заявляют такие американские нейромаркетинговые фирмы, как SalesBrain или Lucid Systems.
  5. В связи с методами диагностической визуализации любят говорить об «эффекте рождественской елки». Красочные томограммы впечатляют прежде всего непрофессионалов. Цветные пятна на томограммах мозга вообще не позволяют предсказывать будущий образ действий (покупателя). То, что нейромаркетинговые компании «кормят» целевую аудиторию подобными нереалистичными обещаниями, объясняется лишь фактом, что общество все еще находится под обаянием нейрогламура.
  6. Жертвами «эффекта рождественской елки», похоже, стали даже Intel, MacDonald’s, Givaudan или Unilever. Эти компании прибегают к рекламным услугам Neurosense, первой и в настоящее время наиболее признанной нейромаркетинговой компании. При этом вряд ли сообщается, насколько сильно ограничены и заведомо ненадежны нейронаучные данные для прогнозирования человеческого поведения.
«Нейромифология: Что мы действительно знаем о мозге и чего мы не знаем о нем»

=-

Как менялся климат нашей планеты: непредсказуемые колебания

В издательстве «Паулсен» вышла книга Рамиза Алиева «Что случилось с климатом». Автор постарался разобраться, насколько велико влияние человечества на климат планеты, как и почему менялся климат в прошлом и чего нам ждать в будущем. Публикуем отрывок из книги.
Издательство Паулсен
Как менялся климат нашей планеты: непредсказуемые колебания

Климат в исторический период

Голоцен принято считать эпохой устойчивого климата. Но так ли это? На фоне постепенного похолодания, продолжающегося около шести тысячелетий, наблюдались потепления и похолодания, длившиеся десятилетиями и веками. Что же было причиной этих колебаний? Имели ли они выраженную периодичность? Как проявлялись в разных уголках земного шара? 

Событие 8,2 K и неолитическая революция 

С завершением позднего дриаса планета вступила в голоцен – современную геологическую эпоху. Переход от оледенения к межледниковью не был плавным и сопровождался событиями, которые можно без преувеличения считать глобальными катаклизмами. Самое известное из них – так называемое событие 8,2 K. Как следует из названия, произошло оно 8200 лет назад. Это событие стало последним отголоском ледникового периода и было связано с поступлением большого количества пресной воды из Гудзонова залива в море Лабрадор. Источником ее стали послеледниковые озера Агассис и Оджибве. Они находились южнее Гудзонова залива на высоте 230 м над уровнем моря. Путь водам до поры до времени преграждали остатки Лаврентийского ледника. Наконец последняя ледяная пробка разрушилась, и воды хлынули на север. В море вылилось 160 тыс. км3 пресной воды, что более чем в 20 раз превышает годовой сток Амазонки и в два раза больше объема Каспийского моря. Уровень океана вырос в течение 200 лет более чем на 1,4 м. 

В отличие от позднего дриаса, имеются прямые доказательства этого события: в донных отложениях явно прослеживается изотопный сигнал, соответствующий поступлению «легкой» талой воды в Северную Атлантику. Талые воды привели к замедлению циркуляции вод в Атлантике, также выросла площадь морских льдов. Климат Северного полушария стал более сухим, ветреным и холодным. В Гренландии температура понизилась примерно на 7,4 °C, что составило почти 40 % величины похолодания в позднем дриасе. 

Анализ изотопов кислорода в гренландских кернах показал, что основная фаза события 8,2 K продолжалась примерно 70 лет. Климатические аномалии в период 8,6-8,0 тыс. лет назад прослеживаются во многих естественных архивах в Европе, Азии и Южной Америке. В это время ослабел муссон в Индии, усилились пассаты в Южной Атлантике, наступали ледники в Норвегии, годичные кольца деревьев в Германии стали тоньше, что свидетельствует о более холодном и сухом климате. Однако часть этих событий началась раньше, чем основная фаза похолодания в Гренландии, и закончилась позже. Скорее всего, событие 8,2 K произошло на фоне более длительного похолодания, возможно, вызванного другими причинами, например, низкой солнечной активностью.

Казалось бы, масштаб события 8,2 K невелик в сравнении с поздним дриасом или с климатическими качелями Дансгора – Эшгера. Однако интерес к нему весьма высок. Во-первых, это единственное хорошо документированное в разных естественных архивах событие, связанное с прорывом пресных вод в Северную Атлантику. Во-вторых, интерес к раннему голоцену связан с неолитической революцией, то есть с переходом человеческих сообществ от охоты и собирательства к оседлому образу жизни и земледелию.

Одним из первых центров происхождения культурных растений стал Ближний Восток. Первые урожаи были собраны к северу от региона, известного как Плодородный полумесяц, в холмистых верховьях Тигра и Евфрата. Там начали выращивать пшеницу, ячмень, горох и чечевицу. 10 тыс. лет назад сельское хозяйство уже существовало независимо в Плодородном полумесяце, в Китае, в Мексике, в Андах. 

Появление сельского хозяйства и первых постоянных поселений соответствует окончанию ледниковой эпохи, то есть переходу от сухого и холодного климата к более теплому и влажному. Кроме того, климат ледникового периода отличался нестабильностью, а низкое содержание углекислого газа в атмосфере ограничивало фотосинтез.

Как повлияло событие 8,2 K на жизнь неолитических сообществ, до конца не ясно. Но известно, что вскоре после него земледелие появилось повсеместно в Юго-Восточной Европе – во Фракии, Македонии, Фессалии, Болгарии. В это же время произошел упадок ряда неолитических поселений в Леванте, Северной Сирии, Юго-Восточной и Центральной Анатолии и на Кипре. Миграция могла быть вызвана нехваткой воды, так как вследствие события 8,2 K климат в Средиземноморье стал засушливым. Другие исследователи не находят каких-либо признаков коллапса или массовой миграции неолитических сообществ Юго-Западной Азии. 

Резкие климатические изменения раннего голоцена сопровождались значительными колебаниями уровня моря. Это могло оказать существенное влияние на неолитические сообщества, обитавшие в прибрежных районах.

Большую часть своей плейстоценовой истории Черное море было пресноводным озером, изолированным от Мирового океана. В холодные периоды оно разливалось, в теплые, напротив, уровень его понижался. Во время подъема вод часть их переливалась через мелководные проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. После окончания последнего оледенения уровень океана поднялся, и Черное море (или, если угодно, «Черное озеро») соединилось со Средиземным. Уровень Черного моря сравнялся с уровнем океана, и оно затопило 73 тыс. км2 суши (что сравнимо, например, с тремя территориями Крыма), ставшей шельфом.

Не ясно, каким был уровень «Черного озера» перед проникновением морских вод, – а от этого зависит, насколько быстро происходило его наполнение. Также не ясно, когда именно произошло это событие.

В 1993 г. российские и американские ученые на российском научно-исследовательском судне «Акванавт» совместно исследовали район Керченского пролива и западного побережья Крыма. По результатам работы Уильям Райан выдвинул гипотезу о том, что заполнение водой Черного моря происходило катастрофическими темпами. Он же предположил, что это событие произошло около 7,2 тыс. лет назад и стало геологическим основанием библейского мифа о Всемирном потопе. В более поздней работе приводится другая дата – 9,3 тыс. лет назад. 

Среди соавторов гипотезы Райана – российский геолог К.М. Шимкус. Мне в 2000 г. довелось работать под его руководством на судне «Профессор Водяницкий» в Черном море. Эта экспедиция была организована МАГАТЭ для оценки загрязнения моря в результате Чернобыльской катастрофы. Я впервые оказался в море, и меня гораздо больше интересовал мир вокруг, чем колонки донных отложений. Тогда я не был готов оценить подарок судьбы – возможность работать с одним из лучших в мире морских геологов, а сейчас дорого бы дал за возможность поговорить с Казимерасом Миколовичем о геологии Черного моря и о Всемирном потопе.

Большинство исследователей считает, что поступление морской воды в Черное море началось около 9 тыс. лет назад и происходило постепенно. Но и при таком сценарии оно могло стать причиной миграции из затопленных районов и привести к распространению культуры неолита в Европе.

У теории Райана на сегодня в научном сообществе больше противников, чем сторонников. И это не удивительно – в мире победившего униформизма катастрофические сценарии по-прежнему воспринимаются настороженно.

Кастомайзинг: как творчество может помочь экологии

Индустрия легкой промышленности — одна из самых вредных для экологии. Каждый сезон огромные партии нераспроданных вещей из масс-маркета отправляются на выброс, а люксовые бренды принципиально сжигают невостребованный ассортимент, чтобы поддерживать ценность марки. В итоге на свалках ежегодно оказываются 50 миллионов тонн одежды, из которых лишь 15% отправятся на переработку или в секонд-хенды.
Кастомайзинг: как творчество может помочь экологии
Статистика:

500 000 тонн микроволокон из одежды попадают в мировой океан каждый год.

Окрашивание и обработка материалов — второй источник загрязнения пресной воды на планете. 

Из-за текстильного производства ежегодно в атмосферу попадает  1,2 млрд тонн углекислого газа.

Крупные бренды стараются придерживаться принципов sustainability (устойчивого развития): устраивают экологические акции, выбирают для производства переработанные материалы, организуют пункты приема одежды на переработку. Но глобально решить проблему можно, только снизив уровень производства. 

Пересматривать отношение к покупкам вещей или нет, каждый потребитель решает для себя сам. Есть способ обновить дизайн и продлить срок службы уже купленной вещи — кастомизировать ее. 

Что такое кастомайзинг? 

Явление это не ново. Кастомизировали вещи и несколько десятилетий назад, когда варили в кастрюле джинсы, придавая уникальную расцветку, или перешивали вещи старших членов семьи, изменяя дизайн.  

Кастомайзинг — внесение дизайнерских изменений в уже существующую вещь.

Тренды возвращаются

Если раньше кастомайзинг был явлением вынужденным, то сегодня — это способ самовыражения и... проявление позиции. Озадачиваться вопросами экологии и осознанно отказываться от излишнего потребления становится все престижнее. Так, например, в 2019 году в России появился апсайкл-проект «RigRaiser», который привлекает современных художников к созданию уникальных вещей. 

Евгений Чес, художник-кастомайзер:

«Классно, когда ты обладаешь вещью, которая существует в мире в единственном экземпляре. Когда меняешь чехол на телефоне, создается ощущение, будто у тебя новый гаджет. То же самое с вещами — ты сокращаешь массовое потребление. 

Я стараюсь делать вещи из качественных материалов, чтобы человек как можно дольше получал от них удовольствие. Не существует никаких экологических методов производства одежды — это маркетинговые ходы. Единственное, что может помочь экологии, — осознанное потребление». 

-

5 картин с жуткими сюжетами: история искусств

Многие картины мы привыкли видеть с детства в виде репродукций в журналах или же встречать в интернете. Так часто, что даже не задумываемся, а что на них, собственно говоря, изображено и почему именно это. В то же время за иными картинами стоит страшная или просто необычная история.
Домашний Очаг
5 картин с жуткими сюжетами: история искусств

Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

Не занимайтесь самолечением!В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну», Григорий Седов (1875)

Многие уверены, что картина изображает неравный брак – старик, пользуясь своей властью, взял замуж очередную молодую жену и трясётся над ней, как скупец над своим сокровищем. На деле картина написана по трагической легенде об одной из наложниц царя (законно считалось брать только трёх жён, всё, что сверх этого, браком церковь считать отказывалась – так что фактическая супруга Василиса, будучи по счёту пятой или шестой, жила в позоре).

По этой легенде Грозный воспылал похотью к молодой замужней женщине по имени Василиса и убил её мужа, чтобы забрать себе в жёны. Позже по легенде была поставлена пьеса в стихах, в которой царь, любуясь спящей Василисой, слышит, что она во сне признаётся в любви к другому, приходит в ярость и убивает её. Именно этот момент, похоже, и запечатлён художником Григорием Седовым.

Правда, сейчас историки сомневаются в том, что Василиса была реальным историческим персонажем – скорее, она стала собирательным образом загубленных Грозным молодых женщин, ведь он изнасиловал и сгубил много молодых жительниц Москвы.

Сюжет о муже, убитом, чтобы забрать жену, мог быть взят из библейской истории царя Давида. Да и в образе царя Седов допустил ряд ошибок из-за того, что многое о Грозном было ещё неизвестно вообще или широкой публике. На самом деле в пожилом возрасте царь сильно растолстел и потерял все волосы на голове, включая бороду, из-за хронического сифилиса. А пока волосы были – они были рыжими.

Мазепа и волки

«Мазепа и волки», Орас Верне. 1986

Загадочный голый юноша, привязанный к спине лошади, на чьё изображение можно наткнуться порой в самых неожиданных местах как на иллюстрацию к статье о кошмарах – никто иной, как тот самый гетман Мазепа, который фигурирует в пушкинской «Полтаве» (той самой, где «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут»). Сопоставить Мазепу с картины и Мазепу из «Полтавы» очень трудно, потому что у Пушкина – уже пожилой мужчина с седым чубом, а на картине – юноша в расцвете молодости и с причёской безо всякого национального колорита, но, тем не менее, это один человек.

По легенде, Иван Мазепа был очень хорош собой и в молодости соблазнил графиню-польку. Её ревнивый муж, обнаружив у себя дома непорядок, Мазепу изловил и, как есть, телешом, приказал привязать к коню и пустить на все четыре стороны. Пока конь скакал прочь от замка, за ним увязались волки. По счастью, погоня была недолгой – конь быстро выбежал к людям, отпугнувшим зверей и оказавшим юноше помощь.

Русскому читателю Пушкина трудно представить, что такого манящего нашли в истории на Западе, но по легенде о голом Мазепе Байрон написал поэму, а Вольтер – книгу (точнее, вставил её в книгу). Художник же Орас Верне увековечил её в красках.

Картина для него самого не слишком-то типична – он предпочитал многофигурные сцены сражений, и до сих пор неясно, почему он взялся именно за этот сюжет. Нельзя даже заподозрить его к нелюбви к польским графам (он нарисовал аллегорию терзаемой Россией Польши) или в обожании к казакам (он же нарисовал картину с казаками в роли грабителей). Кстати, сочувствие Польше не помешало ему нарисовать очень комплиментарный портрет русского царя Николая I с супругой.

«Мазепа, окружённый лошадьми», Херринг. 1833

За отсутствием большого выбора вариантов, портреты юного Мазепы моментально стали аналогом картин со Святым Себастьяном – в общем, в гей-культуре Франции занял важное место. Кроме Верне, в живописи его увековечили Делакруа, Жерико, Буланже, Шассерио и Делиньи. С их картин, по видимости, активно снимали копии, как живописные, так и графические. Сам Верне нарисовал голого Мазепу аж два раза – с волками и без них.

Розы Гелиогабала

«Розы Гелиогабала», Лоуренс Альма-Тадема. 1888

А этой картиной часто сопровождают статьи об античных пиршествах и оргиях, и мало кто задумывается, что на ней изображено массовое убийство. По историческим свидетельствам, римский император Гелиогабал, вступивший на трон мальчиком-подростком, был крайне развратен и не хотел знать рамок ни в чём.

Пиры его действительно часто переходили в оргии. Но точно так же, как и похоти, он легко давал ход своей жестокости.

«Погребение в цветах», Павел Сведомский

По легенде, собрав на одном из своих пиров представителей нескольких знатных семейств, которые за спиной нелестно о нём отзывались, Гелиогабал засыпал их лепестками роз и они умерли, погребённые тоннами ароматных лепестков. Император, видимо, счёл такую казнь достаточно уважительной, чтобы не бояться мести. Впрочем, нет ни одного подтверждения этой истории – но сам сюжет зачаровывал европейцев многие века.

Плот «Медузы»

Плот «Медузы», Теодор Жерико. 1819
Плот «Медузы», Теодор Жерико. 1819

Множество людей, полуголыми сгрудившихся на плотике, говорит само за себя – это жертвы кораблекрушения. Они отчаянно машут кому-то невидимому красным и белым кусками ткани, значит, их вот-вот заметят и спасут. Действительно, так и вышло. В июле 1816 года моряки судна «Аргус» сняли с плота пятнадцать человек. Как оказалось, это были люди с шедшей ранее одним курсом с «Аргусом» «Медузы».

2 июля капитан «Медузы» заметил, что по корпусу корабля пошла трещина. Он принял решение переместить всех с корабля на плот. Набралось почти полторы сотни человек на одном плоту. Притом провианта было взято совсем немного. Сам капитан сидел с офицерами в шлюпке, которая должны была буксировать плот – но во-время непогоды плот то ли оторвало, то ли пассажиры шлюпке в панике перерубили канат, опасаясь, что плот сейчас утонет и утянет их на дно.

Естественно, очень быстро одна за другой прошло несколько массовых драк, в ходе которых было убито много людей.

В конце концов самые крепкие и сообразительные выбросили в океан оружие. Они также столкнули с плота самых слабых и раненых, чтобы немного его разгрузить. Оставшиеся долго плыли, не зная куда и предаваясь каннибализму, пока пятнадцать оставшихся в живых моряков (пассажиры, вроде бы, не выжили вовсе) не были спасены экипажем «Аргуса». Капитана, конечно же, судили, но жизни более сотни человек было не вернуть.

Кадр из фильма "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра"
Кадр из фильма "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра"

Жерико был одним из художников, рисовавших голого Мазепу. Вообще откровенно голых мужчин во весь рост художники рисовали неохотно, предпочитая обнажать мёртвых женщин. Но для плота Жерико сделал исключение, чуть не демонстративно развернув на зрителя нагое тело красивого юноши – что до сих пор вызывает вопрос, не воспользовался ли он поводом для демонстрации мужской наготы, как пользовались часто художники, изображающие убитых кем-нибудь женщин. Он также не догадался изобразить двухнедельную щетину на потерпевших крушение, что заставляет картину выглядеть не слишком реалистичной.

Тем не менее, она имела успех и до сих пор остаётся одной из самых узнаваемых картин, нарисованных по реальным трагическим событиям.

Боярыня Морозова

«Боярыня Морозова», Василий Суриков. 1884—1887

Эту картину в России знает каждый с детства, хотя представление о точном её сюжете у многих смутное – она сливается с картинами о допетровской Руси, которые были в моде в девятнадцатом веке. По снегу едут сани, перед которыми неохотно расступается, пропуская, толпа. В санях бледная женщина в чёрном подняла руку, то ли проклиная, то ли благословляя людей вокруг. Её руки соединяет цепь – что часто плохо видно на репродукциях, так что многие современные россияне не замечали кандалы Морозовой. В толпе выделяет женщина в жёлтом платке, которая отвешивает боярыне поклон.

Боярыня Морозова была раскольницей, староверкой, то есть христианкой, не принявшей реформу православия в России. Она пострадала за свои убеждения – и за то, что ради них «мутит народ». Повесть о боярыне Морозовой относится к сокровищнице сибирской раскольничьей литературы – после раскола сосланные староверы очень активно начали писать жития своих погибших товарищей.

В какой-то момент можно было сказать, что основной массив русских литературных текстов относится именно к староверской культуре.

Морозова изображена страшно худой и бледной, и это не случайно. Во-первых, картина воссоздаёт момент, когда боярыню-раскольницу перевозят из одного места заключения в другое. Во-вторых, Морозова умерла, заморенная в подземелье голодом. В то время заключённых не кормили за счёт казны – они должны были надеяться на милость прохожих, которые кидали хлеб в подвальные окна острогов. К Морозовой никого не подпускали, так что еды ей было взять неоткуда. Перед самой смертью женщина успела попросить, чтобы ей дали постирать в речке рубаху – чтобы умирать в чистом, по обычаю. Эту милость ей предоставили. Страшное худое и бледное лицо боярыни на картине, вероятно, напоминает, что её заморили голодом.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века

Вопреки обыкновенному представлению о Морозовой как о не понимающей прогресса религиозной фанатичке, боярыня была просвещённой женщиной, с интересом относящейся к западным тенденциям в быту и искусстве. В частности, она отстроила шикарную усадьбу по западному образцу. Морозова рано овдовела и именно она занималась всеми финансовыми вопросами своей семьи – состоящей из неё и малолетнего сына.

Чтобы усмирить свою плоть и не думать о новом браке, который мог повредить правам её сына, Морозова постоянно носила власяницу, молилась и постилась, но, видимо, этого было недостаточно. Протопоп Аввакум, значимая фигура у раскольников, предлагал ей выколоть глаза, как сделала святая Мастридия, чтобы не соблазнять взглядами мужчин и не соблазняться самой – видимо, боярыня признавалась ему в том, что порывы плоти у неё не прекращаются.

Царь Алексей Тишайший вовсе не налетел на боярыню, аки коршун, за её староверчество.

Он долго уговаривал её принять новый обряд, пытался поощрять, отнимая и возвращая поместья, подсылал к ней мужа её сестры с увещеваниями. Перетянуть Морозову на свою сторону было очень важно для царя, поскольку она серьёзно поддерживала раскольников Москвы финансово и материально и имела среди них большое влияние – то есть боярыня была важной фигурой в религиозно-политической игре. Морозова даже оскорбила царя, отказавшись явиться на его свадьбу с Нарышкиной, матерью Петра I – и ей за это ничего не было. Однако в конце концов Алексей Михайлович решил арестовать боярыню и сломать её либо уничтожить.

наверх