Как Дмитрий Иванович уничтожил ордынское войско на реке Воже

Битва на Воже. Лицевой летописный свод
11 августа 1378 года состоялась битва на реке Воже. Прижатая к реке ордынская конница была почти вся уничтожена: «А наши воины погнали их, и били они татар, и секли, кололи, рассекали надвое, было убито множество татар, а иные в реке утопли». Все темники погибли, включая командующего Бегича. Это был полный разгром и вызов Мамаю.
Противостояние
Золотая Орда от расцвета быстро перешла к разложению. Уже при царе Бердибеке Золотоордынское царство распалось на ряд полусамостоятельных областей-улусов: Крым, Асторкан (Астрахань), Нохай-Орду, Булгар, Кок-Орду и др. Могущественный темник Мамай поставил под свой контроль западную часть Орды, сажал на сарайский стол своих марионеток-ханов.
Смута в Орде («великая замятня») сопровождалась усилением Москвы. Дмитрий Иванович проводил всё более независимую политику. Не дал тверскому князю занять великокняжеский стол во Владимире. Построил белокаменный Кремль. Его двоюродный брат князь Владимир возводит на порубежье новую крепость – Серпухов. В Переяславле проводит съезд «велик» русских князей, создавая союз против Мамаевой Орды. Начался процесс сложения централизованного Русского государства. Большинство князей Северо-Восточной Руси признали власть «старшего брата». Удельная вольность феодалов вроде отъезда к другому сюзерену стала пресекаться (хотя до полного контроля было ещё далеко). Дмитрий значительно усилил московскую рать. В её составе была тяжеловооруженная пехота и конница, на вооружении пехоты были мощные самострелы и луки.
В Орде не желали усиления Рязани, Москвы или Твери. Проводили политику стравливания князей между собой, совершали набеги и походы с целью разорения, ослабления потенциального противника. В 1365 году ордынский князь Тагай совершил поход в Рязанскую землю, сжег Переяславль-Рязанский. Однако великий князь Рязанский Олег Иванович вместе с полками князей Владимира Пронского и Тита Козельского настиг противника в районе Шишевского леса и разгромил ордынцев. После этого некоторые знатные ордынцы перешли на службу к рязанскому князю.

Источник карты: Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х тт. СПб., 1999.
Две битвы на реке Пьяне
В 1367 году владыка Волжской Булгарии Булат-Тимур (он практически восстановил независимость Булгарии) предпринял поход на Нижегородское княжество. Ордынцы почти дошли до Нижнего Новгорода. Посчитав, что сопротивления не будет, князь Булат-Тимур распустил войска для облавы, разорения селения и захвата пленников. Однако князья Дмитрия Суздальский и Борис Городецкий собрали полки, разбили врага у реки Сундовик, а затем настигли у реки Пьяны и сбросили в реку. Многие воины утонули. После этого поражения Булат-Темир не оправился и вскоре потерпел поражение от хана Азиза. Булгария попала под власть Мамая.
1373 году крупные силы ордынцев снова вторглись в Рязанщину, разбили пограничные русские отряды, осадили Пронск. Олег Иванович привёл свои дружины и дал бой. Сражение завершилось вничью. Рязанский князь дал откуп и ордынцы ушли. В это время великий князь Московский и Владимирский Дмитрий вывел войска на Оку, на случай прорыва противника через Рязанскую землю. С этого времени зарождается «охрана берега», постоянная порубежная служба. В последующие годы ситуация продолжала накаляться. Силы Мамая вторгались в Нижегородщину, разорили много селений. Дмитрий Иванович снова выводил полки на Оку. При этом он осмелился и на ответный удар. Весной 1376 года московский воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский во главе московско-нижегородской рати вторгся на Среднюю Волгу, разгромил булгарский войска Хасан-хана. Русские войска осадили Булгар, Хасан-хан не стал ждать штурма и откупился. Булгария обязалась платить дань Дмитрию Ивановичу, пушки с крепостных стен вывезли в Москву.
В 1377 году у границ Нижегородского княжества появилось войско Араб-шаха (Арапши). Это был свирепый полководец, которого опасался сам Мамай. Русский историк Николай Карамзин передал, что летописцы говорили о Араб-шахе: «он был карла станом, но великан мужеством, хитр на войне и свиреп до крайности». Ему навстречу вышли московские и нижегородские полки. Главой рати считался молодой князь Иван Дмитриевич (сын великого князя Нижегородского Дмитрия). Русские войска встали лагерем на левом берегу реки Пьяны, в сотне верст от Нижнего Новгорода. Получив вести, что Арапша далеко и, видимо, испугался боя и отступил, нижегородцы, суздальцы, москвичи и ярославцы возгордились. Так же, очевидно, думал и княжич Иван. К сожалению, при русской рати не было ни великого князя Московского Дмитрия, ни осторожного князя Дмитрия Суздальского, ни искусного и храброго князя Бориса Городецкого. У Ивана был советник, опытный воевода, князь Семён (Симеон) Михайлович Суздальский. Но он был стар, подчинен Ивану и очевидно, проявил равнодушие, не стал мешать молодому князю радоваться жизни.
Русские погрузили тяжелые доспехи на телеги, отдыхали, ловили рыбу, предались развлечением и пьянству: «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения». Арапша через мордовских князьков способствовал распространению слухов о бегстве его войска и направлял в русский лагерь мордовских мужиков с брагой. Дисциплина и порядок поддерживалась только в московском полку воеводы Родиона Осляби. Его тяжелая пехота стояла отдельным укрепленным станом, дозоры не спали, нижегородцев и мордву с брагой и медами стражники прогнали. Ослябя обещал повесить любого, кто выпьет. Однако одна дружина не могла переломить исход боя. 2 августа 1377 года ордынцы атаковали. Они тихо сняли пьяные дозоры нижегородцев и внезапно ударили по полупьяному, отдыхающему и разоружённому войску.
В итоге произошла бойня. Битва на Пьяне (Весёлой) стала самой позорной бранью для Руси. С нескольких сторон ордынцы ударили по мирному стану. Едва небольшая часть большой рати успела схватиться за оружие. Остальные были уже порублены либо пленены. Многие утонули, пытаясь спастись. Князья Иван и Семён пытались прорваться на другой берег (там стоял Ослябя) реки под прикрытием личной дружины. Семён погиб в бою, Иван утонул в реке. Московская дружина отразила нападение, на вооружении воинов были мощные самострелы. Нижегородское княжество осталось без защиты. Выставив заслон против москвичей, Арапша пошёл на Нижний и разграбил богатый торговый город. Прошлись облавой, громя селения и уводя людей в полон. Затем Арапша поспешил уйти. С одной стороны на него шёл воинственный Борис Городецкий, с другой — Родион Ослябя, который собрал оставшихся в живых ратников и значительно увеличил свои силы. В этом же году Арапша обрушился на Рязанскую землю, сжег Пронск. Дальше идти не решился и ушёл.
Вслед за ордынцами ослабленное Нижегородские княжество хотели пограбить мордовские князьки. Однако дружины смелого и грозного князя Бориса Городецкого их уничтожили. Зимой он при поддержке москвичей совершил карательный рейд в Мордовскую землю и сделал «её пусту».


Битва на Пьяне. 1377 год. Лицевой летописный свод
Битва на Воже
В следующем году Мамай решил наказать строптивых русских князей. Как пишет летописец, «в лето 6886 [1378] ордынский князь поганый Мамай, собрав воя многы, и посла Бегича ратью на великого князя Дмитриея Ивановича и всю землю Русскую» (Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. XXV. М., 1949.). Под началом Бегича было шесть туменов (тьма-тумен – до 10 тыс. всадников). Ими командовали князья Хазибей (Казибек), Коверга, Кар-булуг, Костров (Кострюк). Сначала ордынцы вторглись в Рязанщину. Шли широко, нацелились на Муром, Шилово и Козельск, чтобы блокировать стоявшие там русские полки и обезопасить фланги. Рязанские дружины дали бой на границе, которые были защищены засеками. Так назывались оборонительные сооружения из деревьев, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону возможного противника. В тяжелом бою Олег Рязанский был ранен, ордынцы прорвались к Пронску и Рязани.
Как только пал Пронск, Бегич отозвал к себе полки, которые блокировали Козельск, Муром и Шилово. Он не боялся русских полков, которые стояли в этих городах, так как думал, что малоподвижные пешие ратники не успеют подойти к решающей схватке. Однако ордынский полководец просчитался. Русь испокон веков славилась мощным флотом (суда класса река – море). Воевода Боброк, как только тьма Казибека ушла из-под Мурома и Шилова, посадил своих воинов на ладьи и двинулся к Рязани. Тимофей Вельяминов разделил свой отряд. Воевода Сокол с пешей ратью стал заходить в тыл к врагу. Сам Вельяминов с конной дружиной устремился на соединение с главными силами великого князя Московского.
Тем временем Бегич обложил Рязань, которую защищал князь Даниил Пронский. Город горел. На стенах шли упорные бои. Великий князь Дмитрий Иванович приказал Даниилу Пронскому оставить Переяславль-Рязанский и на ладьях, ночью, тайно идти на соединение с ним. Великий князь Дмитрий Иванович поднял свои полки и благодаря хорошо организованной разведке знал обо всех передвижениях врага. Его войско примерно вдвое уступало ордынскому. Однако в его составе преобладала тяжелая конница и пехота, способная «стеной»-фалангой остановить вражескую конную лаву. В пехоте было много лучников и воинов с мощными самострелами.
Русская рать форсировала Оку. Великокняжеские войска заняли удобную позицию, перекрыли брод через реку Вожа, правый приток Оки на территории Рязанской земли. К ним на соединение пришли рязанские полки. Армия Бегича вышла к Воже и оказалась в затруднительном положении. Берега были болотистыми, с одной стороны была река, с другой засека, русскую рать было не обойти. Пришлось атаковать в лоб. Русская «стена» выдержала натиск ордынской конницы, которая не могла развернуться, атаковать фланги и тыл русских полков, используя своё численное преимущество. Все атаки противника провалились. Затем московские и рязанские полки ночью отошли на другой берег Вожи. Отход пехоты прикрыли конные дружины Семена Мелика и Владимира Серпуховского.
Удобную переправу прикрыли русские суда и полки на левом берегу. В центре находился Большой полк князя Дмитрия Ивановича, на флангах – полки Правой руки князя Андрея Полоцкого и воеводы Тимофея Вельяминова и Левой руки князя Даниила Пронского. Большой полк стоял на некотором расстоянии от берега и прикрылся укреплениями: ров, небольшой вал и рогатки — бревна с набитыми копьями-рогатинами. Два дня орда Бегича стояла на правом беру Вожи. Ордынский полководец чуял неладное, опасался засады. Только на третий день русские смогли заманить врага: часть судовой рати ордынцам позволили сжечь. Бегич решил, что можно атаковать. 11 августа 1378 года ордынские войска форсировали реку. По ним ударили два тяжелых конных полка. Ордынцы отразили атаку и отбросили противника. Как только основные силы переправились и построились, Бегич начал наступление. Под мощным давлением врага дружины князя Владимира Серпуховского, воеводы Мелика начали отходить к позициям Большого полка. Перед позициями стрелков русская конница ушла вправо и влево. Часть ордынских тысяч пошла за ними, но основная масса продолжала лететь вперёд и вышла на Большой полк.

Вражеская конница пыталась опрокинуть Большой полк, которым командовали воеводы Лев Морозов и Родион Ослябя. Ордынцы напоролись на рогатки, остановились и смешались, были подвергнуты обстрелу из мощных луков и самострелов. Железные арбалетные стрелы прошибали конников насквозь. Ордынцы понесли тяжелые потери и при этом никак не могли достать противника. Они не могли развернуться, перегруппироваться и обойти фланги русов. После этого русские конные полки ударили с флангов, пошли в атаку и главные силы: «Русстии полци поткоша против им, и удари на них со стороны Данило Пронский, а Тимофей, околничей великого князя, с другую сторону, а князь великий с полки своими в лицо». Передние ряды ордынцев были смяты, деморализованный враг бежал. На реке снова появились русские корабли, бегущего врага теперь расстреливали и с ладей. Прижатая к реке ордынская конница была почти вся уничтожена. Все темники погибли, включая командующего Бегича. Только часть войска в темноте и утром при сильном тумане смогла вырваться и бежать. Лагерь и обоз противника был захвачен русскими. Это был полный разгром и вызов Мамаю.
Сражение на Воже имело большое военно-политическое значение. Великий князь Московский бросил открыты вызов Орде Мамая. Показал силу своей армии. Смог объединить силы Северо-Восточной Руси. Новая решающая битва стала неизбежной.

Памятник битве на реке Вожа. Установлен в 2003 г. у села Глебово-Городище Рыбновского района Рязанской области
´´=0=0=
Сгоревший собор Парижской Богоматери как символ гибели старой Европы
Собор Парижской Богоматери пережил сильный пожар. Разрушен один из главных символов христианского мира, Франции и Старого света. В этом событии есть грозная символика. Горящий Нотр-Дам де Пари – это умирающая Римско-католическая церковь, христианская цивилизация и старая Европа, включая Францию.
Старый мир уходит, ему на смену приходит новый, где христиане и белые европейцы – это стареющее и вымирающее меньшинство. Когда на смену белым французам, итальянцам, немцам, англичанам и шведам, которые погрязли в обществе потребления и саморазрушения, гедонизме, утратили традиционную семью и общество, приходят куда более жизнеспособные представители арабо-мусульманского мира, Чёрной Африки и Азии. Где христианскую (библейскую) цивилизацию сменила постхристианская, «мультикультурная». Местами даже «сатанинская» — человеконенавистническая, культура тьмы, замешанная на мистике и сатанизме. Одновременно наступает исламский мир, и на месте храмов возникают мечети. Очень даже возможно, что уже вполне видимое будущее Западной Европы – это «халифат». И на месте собора Нотр-Дам когда-нибудь построят мечеть, как когда-то ранние христиане построили здесь первую церковь на основе римского храма Юпитера.
Из истории собора
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и знаменитый памятник ранней готики, которая открыла новую эпоху в западноевропейской архитектуре. Нотр-Дам многие столетия был историческим символом Парижа и французского искусства. Собор олицетворял собой французскую монархию, Римскую церковь. Строительство храма началось в 1163 году, при короле Людовике VII. А первый камень в фундамент собора заложил папа Александр III. Инициатива же в создании этого проекта принадлежала парижскому епископу Морису де Сюлли. Нотр-Дам стал символом французской королевской власти. Не зря много веков спустя, 2 декабря 1804 года, тоже в присутствии папы в Нотр-Дам Наполеон короновал себя французским императором.
Расположенный в восточной части острова Сите (старейшая часть города) на реке Сена, Нотр-Дам был возведен на месте церкви св. Стефана, также здесь была церковь в честь Святой Матери. А до господства христиан здесь располагался римский храм Юпитера – в древнеримской мифологии бог неба, громовержец (соответствует древнегреческому Зевсу). Это было делом обычным. Многие христианские храмы, святилища были возведены на фундаментах, обломках прежних религиозных, языческих сооружений. Население легче приучалось к новой религии. К XII столетию первые христианские церкви пришли в упадок и парижский епископ решил воздвигнуть новый храм. Так началась история Нотр-Дам де Пари.
Основное строительство было завершено ещё при жизни епископа де Сюлли (умер в 1196 году). В 1185 году католический патриарх Иерусалима Эраклий провёл службу в почти законченном соборе. Однако в дальнейшем собор продолжали изменять, возводили новые постройки. В итоге строительство продолжалось до середины XIV века. Поэтому памятник сооружали несколько поколений архитекторов, что привело к смешению романского и готического стилей.
По первоначальному замыслу, главный собор Парижа должен был вмещать всё население города. Тогда Париж был по современным меркам небольшим городом с населением около 10 тыс. человек. Поэтому собор Парижской Богоматери вмещает в себя около 9 тыс. человек. В средний неф собора (от латинского navis — «корабль», основное пространство храма, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн-столбов, отделяющих его от соседних нефов-помещений), он самый большой из пяти, можно поместить 12-этажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, как крест, на котором был распят Иисус Христос.
Пожар 15 апреля 2019 года показал, что здание очень возвышенное, хрупкое. По сути, в соборе нет стен, всё держится на столбах, соединенных арками. В проёмах арок – витражи. Много деревянных конструкций.
Три остроконечные арки являются входами. Их украшают статуи ангелов, пророков и святых. Скульптуры библейских царей украшают ниши карниза. В средние века, когда подавляющая часть населения Европы была безграмотной, включая высшее сословие – феодалов, такие соборы, как Нотр-Дам, были своего рода изобразительной книжкой для детей. Вся история Библии, от грехопадения Адама и Евы до Страшного суда, была представлена в многочисленных изображениях церкви. С другой стороны, храм обладал своей мистической историей. Страшные химеры и горгульи, которые «наблюдают» с крыши за бесконечным потоком прихожан и туристов, создали свою мифологию, оккультные теории. Не зря знаменитый французский писатель Виктор Гюго назвал собор Нотр-Дам де Пари «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма».
Собор Парижской Богоматери – это одно из самых великолепных и великих произведений человеческого искусства. Кроме того, по мнению католиков, в храме содержится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, этот венец был возложен на голову Иисуса Христа римскими легионерами во время суда. Сначала венец хранили на горе Сион в Иерусалиме, затем, в 1063 году, его перевезли во дворец византийских базилевсов-императоров в Константинополе. После разгрома столицы Византийской империи рыцарями-крестоносцами в 1204 году венец украли. В 1238 году французский король Людовик IX Святой приобрёл реликвию за огромную сумму у венецианцев. В свою очередь, святую реликвию в Венеции заложил последний латинский император Балдуин II де Куртене (Латинская империя – государство, созданное французскими рыцарями на месте Византии). В августе 1239 года французский короле передал великую реликвию христиан в парижский собор Нотр-Дам. Через несколько лет при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других христианских святынь – фрагментов Креста Господня, копья, которым пронзили Иисуса и др. Реликвия находилась в часовне до Французской революции. Позднее венец перенесли в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Терновый венец в соборе Нотр-Дам де Пари
Нотр-Дам пережил немало великих событий. Здесь рыцари-крестоносцы готовили свои души перед отъездом на войну за Гроб Господень, французский монарх Филипп IV в 1302 году созвал Генеральные штаты – прообраз будущего парламента. Здесь 16 декабря 1431 года коронован королем Франции Генрих VI, единственный из всех английских монархов. Он был одновременно королем Англии и Франции. В разгар Французской революции собор сильно пострадал, так как был символом французской королевской власти. Толпа разрушила и разграбила многие сокровища. Были обезглавлены 28 статуй иудейских царей. Революционеры объявили Нотр-Дам Храмом Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году. В 1804 году Наполеон надел здесь корону императора Франции, в 1811 году – сына Наполеона провозгласили римским королем.
После этого собор Парижской Богоматери пришёл в упадок. Собор даже думали снести. Только в 1840-х годах началось его восстановление. Большую роль в этом событии сыграл писатель Виктор Гюго – в 1831 году опубликован его роман «Собор Парижской Богоматери». Во Франции и Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. В результате разбитые статуи заменили, к храму добавили высокий шпиль (архитектор Виолле-ле-Дюка), на крыше появилась галерея химер.
Очевидно, что Собор Парижской Богоматери восстановят и сейчас. Ведь этот одна из мировых достопримечательностей, символ Парижа и Франции. Однако теперь это будет фактически лишь тень былой славы и величия Старого света, форма без содержания. Нотр-Дам де Пари в огне — это уже символ агонии западноевропейской цивилизации.
Южная сторона собора.
Старый мир уходит, ему на смену приходит новый, где христиане и белые европейцы – это стареющее и вымирающее меньшинство. Когда на смену белым французам, итальянцам, немцам, англичанам и шведам, которые погрязли в обществе потребления и саморазрушения, гедонизме, утратили традиционную семью и общество, приходят куда более жизнеспособные представители арабо-мусульманского мира, Чёрной Африки и Азии. Где христианскую (библейскую) цивилизацию сменила постхристианская, «мультикультурная». Местами даже «сатанинская» — человеконенавистническая, культура тьмы, замешанная на мистике и сатанизме. Одновременно наступает исламский мир, и на месте храмов возникают мечети. Очень даже возможно, что уже вполне видимое будущее Западной Европы – это «халифат». И на месте собора Нотр-Дам когда-нибудь построят мечеть, как когда-то ранние христиане построили здесь первую церковь на основе римского храма Юпитера.
Из истории собора
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и знаменитый памятник ранней готики, которая открыла новую эпоху в западноевропейской архитектуре. Нотр-Дам многие столетия был историческим символом Парижа и французского искусства. Собор олицетворял собой французскую монархию, Римскую церковь. Строительство храма началось в 1163 году, при короле Людовике VII. А первый камень в фундамент собора заложил папа Александр III. Инициатива же в создании этого проекта принадлежала парижскому епископу Морису де Сюлли. Нотр-Дам стал символом французской королевской власти. Не зря много веков спустя, 2 декабря 1804 года, тоже в присутствии папы в Нотр-Дам Наполеон короновал себя французским императором.
Расположенный в восточной части острова Сите (старейшая часть города) на реке Сена, Нотр-Дам был возведен на месте церкви св. Стефана, также здесь была церковь в честь Святой Матери. А до господства христиан здесь располагался римский храм Юпитера – в древнеримской мифологии бог неба, громовержец (соответствует древнегреческому Зевсу). Это было делом обычным. Многие христианские храмы, святилища были возведены на фундаментах, обломках прежних религиозных, языческих сооружений. Население легче приучалось к новой религии. К XII столетию первые христианские церкви пришли в упадок и парижский епископ решил воздвигнуть новый храм. Так началась история Нотр-Дам де Пари.
Основное строительство было завершено ещё при жизни епископа де Сюлли (умер в 1196 году). В 1185 году католический патриарх Иерусалима Эраклий провёл службу в почти законченном соборе. Однако в дальнейшем собор продолжали изменять, возводили новые постройки. В итоге строительство продолжалось до середины XIV века. Поэтому памятник сооружали несколько поколений архитекторов, что привело к смешению романского и готического стилей.
По первоначальному замыслу, главный собор Парижа должен был вмещать всё население города. Тогда Париж был по современным меркам небольшим городом с населением около 10 тыс. человек. Поэтому собор Парижской Богоматери вмещает в себя около 9 тыс. человек. В средний неф собора (от латинского navis — «корабль», основное пространство храма, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн-столбов, отделяющих его от соседних нефов-помещений), он самый большой из пяти, можно поместить 12-этажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, как крест, на котором был распят Иисус Христос.
Пожар 15 апреля 2019 года показал, что здание очень возвышенное, хрупкое. По сути, в соборе нет стен, всё держится на столбах, соединенных арками. В проёмах арок – витражи. Много деревянных конструкций.
Три остроконечные арки являются входами. Их украшают статуи ангелов, пророков и святых. Скульптуры библейских царей украшают ниши карниза. В средние века, когда подавляющая часть населения Европы была безграмотной, включая высшее сословие – феодалов, такие соборы, как Нотр-Дам, были своего рода изобразительной книжкой для детей. Вся история Библии, от грехопадения Адама и Евы до Страшного суда, была представлена в многочисленных изображениях церкви. С другой стороны, храм обладал своей мистической историей. Страшные химеры и горгульи, которые «наблюдают» с крыши за бесконечным потоком прихожан и туристов, создали свою мифологию, оккультные теории. Не зря знаменитый французский писатель Виктор Гюго назвал собор Нотр-Дам де Пари «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма».
Собор Парижской Богоматери – это одно из самых великолепных и великих произведений человеческого искусства. Кроме того, по мнению католиков, в храме содержится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, этот венец был возложен на голову Иисуса Христа римскими легионерами во время суда. Сначала венец хранили на горе Сион в Иерусалиме, затем, в 1063 году, его перевезли во дворец византийских базилевсов-императоров в Константинополе. После разгрома столицы Византийской империи рыцарями-крестоносцами в 1204 году венец украли. В 1238 году французский король Людовик IX Святой приобрёл реликвию за огромную сумму у венецианцев. В свою очередь, святую реликвию в Венеции заложил последний латинский император Балдуин II де Куртене (Латинская империя – государство, созданное французскими рыцарями на месте Византии). В августе 1239 года французский короле передал великую реликвию христиан в парижский собор Нотр-Дам. Через несколько лет при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других христианских святынь – фрагментов Креста Господня, копья, которым пронзили Иисуса и др. Реликвия находилась в часовне до Французской революции. Позднее венец перенесли в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Терновый венец в соборе Нотр-Дам де Пари
Нотр-Дам пережил немало великих событий. Здесь рыцари-крестоносцы готовили свои души перед отъездом на войну за Гроб Господень, французский монарх Филипп IV в 1302 году созвал Генеральные штаты – прообраз будущего парламента. Здесь 16 декабря 1431 года коронован королем Франции Генрих VI, единственный из всех английских монархов. Он был одновременно королем Англии и Франции. В разгар Французской революции собор сильно пострадал, так как был символом французской королевской власти. Толпа разрушила и разграбила многие сокровища. Были обезглавлены 28 статуй иудейских царей. Революционеры объявили Нотр-Дам Храмом Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году. В 1804 году Наполеон надел здесь корону императора Франции, в 1811 году – сына Наполеона провозгласили римским королем.
После этого собор Парижской Богоматери пришёл в упадок. Собор даже думали снести. Только в 1840-х годах началось его восстановление. Большую роль в этом событии сыграл писатель Виктор Гюго – в 1831 году опубликован его роман «Собор Парижской Богоматери». Во Франции и Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. В результате разбитые статуи заменили, к храму добавили высокий шпиль (архитектор Виолле-ле-Дюка), на крыше появилась галерея химер.
Очевидно, что Собор Парижской Богоматери восстановят и сейчас. Ведь этот одна из мировых достопримечательностей, символ Парижа и Франции. Однако теперь это будет фактически лишь тень былой славы и величия Старого света, форма без содержания. Нотр-Дам де Пари в огне — это уже символ агонии западноевропейской цивилизации.
Южная сторона собора.
Свежие комментарии