Находки окаменелых деревьев. Почему они не сгнили?

Процесс образования
Каменное дерево представляет собой часть ствола дерева, росшего в прошлые геологические эры: Кайнозойскую, Мезозойскую и Палеозойскую; или его древесину. Найденные окаменелости Палеозойской эры чаще всего относят к Пермскому и Каменноугольному периодам, возраст таких ископаемых может достигать до 350 миллионов лет. Наиболее часто встречаются каменные деревья из Мезозойской эры, которым от 137 до 230 миллионов лет.
Древесина деревьев, живших в доисторические эпохи, была замещена разными минеральными соединениями, в основном: кварцем, халцедоном, базальтом. Встречается также замещение гранитом и аморфным опалом. Часто структура древесины: сердцевина, годичные кольца, сердцевинные лучи; сохранились и хорошо видны.
Процесс преобразования органической материи в неорганическую протекает тысячелетия и происходит под землёй. Окаменение дерева ещё называется его петрификацией. Одним из главных условий окаменения является перекрытие доступа воздуха или газа, а также микроорганизмов к будущей окаменелости. Отсутствие кислорода приостанавливает гниение: не происходит полного окисления и переработки тканей. Отсутствие газа в свою очередь не даёт развиться процессу тления.
Постепенно, микрочастицы минералов, приносимые водой, просачиваются в органическую структуру древесины. Они замещают вещества клеточных стенок: углеводы, такие как целлюлоза, глюкоза, и безуглеводное вещество – лингин, служащий для соединения волокон целлюлозы. Спустя тысячи лет, когда клетки распадаются, древесина преобразуется в камень.
Сохранение её структуры зависит от того, на какие соединения произошло замещение:
- Минералы, содержащие кремний: кварц, халцедон, пирит, опал; отлично сохраняют строение древесины;
- Кальцит – минерал, из которого состоит мрамор, и перекристаллизация доломита нарушают микроструктуру, различить её элементы невозможно.
Интересные находки окаменелых деревьев
Каменные деревья и даже целые петрифицированные леса находят по всему миру. Большая их часть была обнаружена в вулканических областях. При извержении вулкана, деревья оказывались глубоко похороненными пол слоем пепла без доступа к воздуху, что способствовало их окаменению. Наиболее интересные объекты были найдены в: Южной Америке, США, Канаде, Греции, России, Ливии, Бельгии и Чехии.
В штате Аризона, США, находится удивительный Петрифайд – Форест, где множество окаменелых стволов деревьев находятся на поверхности. Учёные считают, что им около 225 миллионов лет. Деревья относятся в основном к виду араукариевых, древних родственников современных араукарий. Их стволы разбиты на фрагменты и на ощупь холодные.
Толщина брёвен до 3 метров, а в длину могут достигать 60 метров. Структура древесины в большинстве случаев не просматривается. В зависимости от примесей цвет окаменелости может быть чёрным, белым, оранжевым, красным, даже зелёным или синем.
В 2011 году в России был обнаружен окаменелый арктический лес в Анадыре, Восточная Чукотка. Состоит он из более 200 вертикально расположенных стволов, достигающих 17 метров в длину и 5 в ширину, росших более 65 миллионов лет назад. Деревья относились к хвойно-широколиственным породам, у них сохранились корни и у многих нижние ветви. Растения погибли после извержения вулкана, когда оказались погребены под грязекаменным потоком. После окаменения строение древесины было сохранено.
Потерянные сокровища гетмана Павла Полуботка
Издавна людей привлекали истории о спрятанных сокровищах и зарытых в землю кладах. А таких историй в реестре человечества насчитывается немало, и большинство из них отражены в произведениях различных писателей, а также в мировом кинематографе.
Как правило, в этих историях фигурируют бесстрашные флибустьеры или кровожадные лесные разбойники, начерченная кровью карта и обязательно какое-нибудь таинственное место, населенное различной чертовщиной.
В жизни же зачастую все оказывается намного тривиальней, хотя не менее таинственно. Примером тому может послужить история ненайденных до сих пор сокровищ гетмана Павла Полуботка (ок. 1660—1724 гг.), бывшего сподвижника Мазепы.

Наказной гетман Павел Полуботок
Род Полуботков начал возвышаться еще при деде Павла — Артемии, сотнике Черниговского полка. Отец Павла Полуботка был переяславским полковником и генеральным бунчужным. Так что будущий наказной гетман Малороссии родился в весьма богатой семье.
Во времена правления Петра I Павлу Полуботку было пожаловано царской милостью более 200 дворов. В одночасье Павел стал одним из первых богачей Малороссии, что, безусловно, способствовало росту его влияния. Рассказывают, что Полуботок «жил широко и даже держал у себя «двор» наподобие гетманского». После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году наказным (временным) гетманом стал Павел Полуботок.
Однако с первых же дней правления у новоиспеченного главы казачества возникли серьезные противоречия с Малороссийской коллегией — органом, учрежденным Петром I. Во всех поступках гетмана слишком уж явственно чувствовался свободолюбивый дух. Разногласия между ними вскоре переросли в открытый конфликт, и Павел понял, что совершил ошибку, последствия которой могут крайне пагубно сказаться на нем и его семье.

Пернач гетмана Полуботка
Действительно, вскоре он получил приказ царя, в котором предписывалось гетману с казацкими старшинами немедленно явиться в Санкт-Петербург. Дословно в приказе было написано следующее:
Полковник Полуботок и старшина, невзирая на данные им наши указы, послали некоторые указы без совету с президентом коллегии, того ради велено для ответу быть сюда полковнику Полуботку, писарю Савичу и генеральному судье Чарнышу.
Павел прекрасно осознавал, чем закончится его поездка в Петербург, и поэтому решил позаботиться о том, чтобы сберечь собранные им сокровища от царского ограбления и сохранить их для своих потомков.
По сведениям некоторых источников, перед своим отъездом в Санкт-Петербург через хорошо знакомого ему зарубежного дипломата он якобы отправил в Лондон огромную по тем временам сумму в золоте — 200 000 золотых червонцев в бочках и попросил, чтобы эти ценности были депонированы на его имя в Bank of England (по другим источникам — банк Ост-Индской компании) без «конфискации за давностью» из расчета четырех процентов годовых. В некоторых документах говорится, что миссию по переброске золота осуществлял сын Павла Остап (некоторые исследователи называют его Андреем).
Провернув эту операцию, Полуботок со старшинами в мае 1723 года отправился в Петербург. Поначалу их приняли довольно радушно, но в конце месяца в Тайную канцелярию поступило письмо, в котором гетман обвинялся в связях с бывшим писарем Мазепы — Орликом, и Петр I, не понаслышке знавший, что такое предательство малороссийских гетманов, начал следствие по делу Полуботка.
В сентябре Полуботок, Савич и Чарныш были вызваны на допрос в Тайную канцелярию. Вначале к подследственным относились достаточно мягко, но в ноябре 1723 года все изменилось: Полуботок с товарищами были арестованы и переправлены в Петропавловскую крепость.
Затем Полуботку предъявили обвинения в растратах, коррупции и незаконном присвоении имущества. «Дело Полуботка» тянулось долго, пока в конце декабря 1724 года пожилой гетман не почил в бозе, так и не дождавшись суда.
Когда известие о печальной судьбе гетмана достигло Малороссии, его старший сын Остап (по документальным данным, у гетмана было три дочери и сын, но некоторые историки утверждают, что был еще один сын — Яков), понимая, что семье грозит ссылка, покинул родные места, увозя с собой копию письма-завещания отца.
Никому из своих родных Остап не сообщил, куда направляется. А между тем, его путь лежал в Константинополь. Но там он надолго не задержался и отправился в более безопасное место — на юг Франции, в Марсель. Дальше его след теряется. Все попытки по розыску Остапа, предпринятые Тайной канцелярией, не увенчались успехом, и дело о «гетманских миллионах» постепенно начало забываться.
Новый интерес к казацким сокровищам вспыхнул перед Первой мировой войной, когда в Российской империи появился целый ряд людей, которые называли себя наследниками Павла Полуботка и претендовали на давнее золото. Первый сбор наследников состоялся 15 января 1908 года в местечке Стародуб, и на него приехало около 480 человек, претендующих на сокровище украинского гетмана.

Организатор съезда, профессор А. И. Рубец, обратился к собранию с речью, в которой уверял, что вклад гетмана Полуботка в Bank of England действительно есть, что сведения эти получены от лица, заслуживающего полного доверия.
По окончании собрания было решено назначить комиссию, которая будет заниматься расследованием этого дела. В результате долгой работы, комиссии удалось выяснить, что якобы в один из английских банков на самом деле давным-давно поступал вклад из России в сумме десять тысяч голландских дукатов, но по условиям хранения этот банк проценты не начислял. Тогда для дальнейшего разъяснения вопроса было решено направить в Лондон специальную делегацию.
Но она натолкнулась на полное непонимание со стороны служащих банка. Ссылаясь на режим секретности вкладов, они не допустили российских наследников Полуботка к архивам и банковским документам. Кроме того, никто из наследников не смог подтвердить свое происхождение. В результате, посланцы вернулись ни с чем. Все это на некоторое время остудило их пыл, и до августа 1913 года тема сокровищ украинского гетмана нигде не звучала.

Казалось, сокровища гетмана утеряны навсегда. И вдруг в 1922 году объявился новый претендент на наследство. В один прекрасный день в украинское представительство Советского посольства в Вене явился некий молодой человек, который сказал, что он прибыл из Бразилии и ему срочно требуется аудиенция у господина посла. Полномочным представителем интересов советского государства в Австрии был тогда сын известного классика украинской литературы Юрий Коцюбинский.
Посетителя из Бразилии Коцюбинский принимал вдвоем со своим генеральным консулом. Когда же гость назвался и объяснил цель своего визита, оба дипломата едва могли скрыть волнение. Еще бы: перед ними сидел потомок сына Павла Полуботка, названный, как и гетманский сын (в случае если того звали все-таки Остапом), тем же родовым именем. И приехал этот потомок гетмана для того, чтобы обсудить дело о наследстве своего предка.
В подтверждение своего происхождения Остап предъявил легендарнейший документ: письмо гетмана Павла Полуботка своему сыну Якову (письмо, конечно, было скопировано, а сам оригинал двухсотлетней давности потомок предусмотрительно запрятал в сейфе какого-то банка).
Наследник гетмана приехал с предложением начать совместную акцию получения наследства, так как по условиям завещания Павла Полуботка большая часть «золотого запаса» (около 80 %) должна была пойти на благо Украины. И через это условие в завещании переступить было невозможно. Посетитель сказал, что он согласен даже на меньшую сумму, чем та, которая полагается ему по завещанию, то есть вместо 20 процентов его вполне устроит один.
Стоило только произвести некоторые подсчеты, как скромность этого заявления немедленно испарялась. К тому времени капитал возрос до 80 миллионов фунтов стерлингов или до 800 миллионов рублей.
После разговора с наследником Павла Полуботка, Юрий Коцюбинский, не доверяя тайны ни связи, ни даже дипломатической почте, лично примчался из Вены в Харьков с экстраординарным сообщением. Сразу же на секретное совещание собрались высшие должностные лица.
Дело было поручено всеукраинскому старосте Г. И. Петровскому. Он созвал президиум для выработки немедленного решения. Оно сводилось к тому, чтобы поручить товарищу Коцюбинскому установить каким-то образом с этим английским банком контакт и прощупать через представителя банка, сохранилось ли там завещание Павла Полуботка. Но иногда даже самые грандиозные планы может сорвать простая случайность.
Так произошло и в этот раз. Коцюбинский сильно заболел и не смог из-за этого выехать из Харькова в Вену. А тянуть не разрешили, заветные миллиарды уже будоражили воображение властей. Поэтому сложное поручение шифровкой перебросили на того безымянного генконсула, который вместе с Коцюбинским встречался с бразильским претендентом на сокровища.

У консула, как оказалось впоследствии, был знакомый в австрийском министерстве иностранных дел по фамилии Петер, который по просьбе своего украинского знакомого согласился на посредничество в столь деликатном деле и не подвел. Благодаря деятельности Петера, в июне того же 1922 года в Мария-Энзерсдорф, живописной местности под Веной, состоялась встреча украинского генконсула с представителем банка Робертом Митчеллом.
На ней присутствовали также посредник Петер и наследник Остап Полуботок. Эта встреча, как всячески подчеркивали ее участники, носила совершенно частный характер. Митчелл, например, прямо с порога заявил:
Никаких полномочий от банка не имею, приехал исключительно как частное лицо. Но можете не сомневаться, своим уважаемым друзьям из банка передам в точности все, о чем здесь пойдет речь.
Тем не менее, все прекрасно понимали, что без согласия банка Митчелл вряд ли вышел бы на контакт. На встрече Остап Полуботок предъявил Митчеллу письмо своего исторического предка. Однако Митчелл, внимательно изучив этот документ, заявил, что это всего лишь фотокопия и, для того чтобы дело продвинулось дальше, надо еще доказать его аутентичность.

Каменица Полуботка для хранения оружия и драгоценностей, г. Любеч, Украина
Кроме того, одного письма мало. Наверняка правительство Украины будет требовать выплаты и для себя. А Британия не признает Советскую Украину независимым, суверенным государством, но даже если в один прекрасный день Великобритания и признает Украину суверенной, то все равно такую сумму банк не сможет выплатить одним махом.
После встречи генконсул немедленно отослал в Харьков шифровку с дословным изложением разговора. А Остапу Полуботку не оставалось ничего другого, как отправиться домой, за океан. А в следующем, 1923 году, когда Раковского сняли с должности главы правительства, поменяли и его наркомов. Исчезло украинское представительство в Австрии, как и вообще во всех зарубежных странах.

Каменица Полуботка
«Дело Полуботка» вновь постепенно забылось. Остап Полуботок уехав в Бразилию, исчез навсегда. Впрочем, некоторые попытки найти исчезнувшего наследника все же предпринимались. Об этом свидетельствует объявление, появившееся в одном украинском журнале в Южной Америке:
Консулатом СССР в Монтевидео разыскивается Остап Полуботок, который проживал в 1922 году в Сан-Паулу в Бразилии, либо в случае его смерти кто-нибудь из его потомков, кто называется Полуботок.
На поисковое объявление в Южной Америке никто не отозвался. Таким образом, закончить дело о потерянных сокровищах не удалось до сих пор.
Правда, в 1985 году Инюрколлегией была предпринята еще одна попытка отыскать сокровища гетмана. Но, к сожалению, безрезультатно. Главный казначей Bank of England сообщил, что никаких сведений на этот счет нет. Пока не будут найдены какие-либо убедительные документы, этому делу суждено оставаться нераскрытым. Кто знает, может быть, эти документы и существуют, но людей, способных документально доказать свое родство с Павлом Полуботком как не было в 1909 году, так нет и по сей день.
После допроса командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала Фридриха Паулюса капитан Николай Дятленко приступил к допросам остальных пленных. Вопреки ожиданиям, вели они себя по-разному. Генерал Шлемер, который в свое время принял от Хубе командование 14-м танковым корпусом, явился на допрос, опираясь на трость.
Держался он очень любезно, то и дело отпуская в адрес Гитлера критические замечания, называя его «тупым ефрейтором, не разбирающимся в военном деле», и всем своим видом выражал готовность сотрудничать. Генерал Вальтер Зейдлиц тоже ругал фюрера, но держался гораздо сдержаннее.
Для Сталина девяносто тысяч пленных, среди которых оказалось двадцать два генерала, были важнее трофейных флагов и пушек. Паулюс, все еще пребывающий в состоянии шока, поначалу отказался встретиться с журналистами, специально прибывшими из Москвы, но после того как полковник Якимович заявил ему: «У нас свои правила. Вы должны делать то, что вам говорят», — согласился на пресс-конференцию. Интервью преследовали одну-единственную цель — опровергнуть слухи о самоубийстве фельдмаршала. Паулюсу, собственно, даже не обязательно было отвечать на вопросы корреспондентов, достаточно было того, что они видели его живым.
Иностранных журналистов поразил внешний вид немецких генералов. Александр Верт писал: «Выглядят они вполне здоровыми, по крайней мере, не заметно, чтобы эти люди недоедали. Очевидно, что, пока их солдаты умирали от голода, "доблестные военачальники" получали регулярное питание и ни в чем себе не отказывали. Только Паулюс выглядит действительно неважно — лицо бледное и безжизненное, левая щека дергается от нервного тика».
Пресс-конференция не совсем удалась. Вот мнение британского журналиста: «Обстановка очень напоминала зоопарк, когда некоторые животные проявляют к посетителям интерес, а другие сидят надувшись в углу клетки». Генерал Дебой явно хотел понравиться. Он сразу заявил журналистам о своем австрийском происхождении, как будто хотел, чтобы его не боялись. Генерал Шлемер вел себя очень раскованно. Во время интервью он вдруг повернулся к одному из конвойных офицеров и, похлопав его по плечу, спросил: «Что, снова?» (по приказу Сталина в Красной Армии вновь были введены погоны). Генерал фон Арним был озабочен только судьбой своих личных вещей.
В Заварыкине пленным генералам были отведены две крестьянские избы. Психологическое напряжение, порожденное пленом, толкало немцев на непредсказуемые поступки. Однажды утром полковник Адам приветствовал Богомолова нацистским салютом и возгласом: «Хайль Гитлер!» Но больше всего русским доставалось от генерала Шмидта. Однажды Богомолов даже заставил распоясавшегося генерала извиняться перед девушкой из обслуживающего персонала. Своими бесконечными придирками Шмидт довел бедняжку до слез. Несколько дней спустя в другой избе произошел следующий инцидент.
Пленные подрались. Богомолов так описывал этот случай: «Я открыл дверь и увидел, что немецкий генерал держит за запястья румынского генерала. Заметив меня, немец разжал руки, румын воспользовался этим и ударил его по лицу». Выяснилось, что ссора произошла из-за ножа, вилки и ложки румынского генерала. По словам последнего, немец хотел присвоить их себе.
Скрытое соперничество и взаимная неприязнь между генералами теперь вышли наружу. Гейтц и Зейдлиц всегда ненавидели друг друга. К тому же Гейтц приказал своим солдатам сражаться до последнего патрона, а сам сдался в плен добровольно, в то время как Зейдлиц, разрешив офицерам своей дивизии самостоятельно принимать решение, был захвачен русским во время сражения. Неудивительно, что отношения двух генералов были накалены до предела. Гейтц был у русских, как говорится, «на хорошем счету» и однажды отобедал с генералом Шумиловым. К тому же в Заварыкин Гейтц прибыл с тремя чемоданами, как будто заранее готовился к сдаче в плен. На вопрос, как же он распорядился последним патроном, генерал с притворным сожалением отвечал, что хотел покончить жизнь самоубийством, но начальник штаба ему не позволил.
=0=0=
Тайны Нехорошей квартиры и прототипы булгаковских персонажей
15 мая 2006 года исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Булгакова, а «Булгаковский Дом» отпраздновал свое двухлетие. Как известно, дом-музей писателя располагается в той самой Нехорошей квартире, в которой поселился Воланд со своей свитой в романе «Мастер и Маргарита», и где постоянно происходят разные странные происшествия.
Во дворе играл московский джазовый оркестр, гостей кормили горячей рассыпчатой гречневой кашей, поили чаем с тортиком. Между посетителями то и дело мелькал клетчатый пиджак Коровьева-Фагота и черный хвост кота Бегемота.
Во дворике можно было сделать памятные фото - на миг перевоплотиться в булгаковских персонажей: ведьму, летящую на шабаш на свинье, стать Мастером или Маргаритой, для этого нужно было только просунуть свою физиономию в вырезанное окошечко в деревянной ширме. Рядом со входом в музей висит почтовый ящик с письмами для Мастера, а в одной из комнат квартиры есть ящик для писем с желаниями и любовных посланий.
После недолгой поздравительной речи гостей пригласили в музей-квартиру писателя.
Справка: Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Некоторыми черты планировки Нехорошей квартиры позаимствованы у квартиры №34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания по формуле 10=(3+2)х2. Квартира №50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов: «№13. - Дом Эльпит - Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание…» и др.
В 20-х годах в Москве был жилищный кризис. Его Булгакову довелось испытать на себе, когда вначале пришлось долго добиваться вселения в одну из комнатНехорошей квартиры, а затем проживать в ней с малоприятными соседями, чьи черты и характеры и позаимствовали персонажи «Мастера и Маргариты». Позже в 1934 году писатель переехал в трехкомнатную кооперативную квартиру в писательском доме (по адресу Нащокинский пер., 3-5, кв. 44).
Кстати, вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита» театр Варьете, в котором Воланд со свитой устроил сеанс мистификации, находится неподалеку от Нехорошей квартиры – теперь это Московский Театр Сатиры; прототипом театра Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг., располагавшийся по адресу: ул. Б. Садовая, д. 18. До 1926 года здесь размещался цирк братьев Никитиных, который упоминается в «Собачьем сердце».
В доме–музее Булгакова в день рождения писателя открылась новая экспозиция – выставка работ художника и графика Нади Рушевой. Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. За свою короткую жизнь художница выполнила свыше 10 000 работ (Надя Рушева умерла в возрасте 17 лет от кровоизлияния в мозг).
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
«Зойкина квартира». Вечером в «Булгаковском доме» зрители увидели спектакль «Зойкина квартира», поставленный режиссером и заслуженным артистом России Игорем Яцко.
В сентябре 1925 года Театр имени Вахтангова заплатил Булгакову аванс за написание комедии на бытовую тему. Писатель почерпнул сюжет из заметки в вечерней выпуске «Красной газеты», где было написано о раскрытии милицией карточного притона некоей Зои N, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. При аресте хозяйки были также задержаны пришедшие в притон за вином известные поэты Анатолий Мариенгоф (1897-1962) и Сергей Есенин (1895-1925). Премьера спектакля состоялась в октябре 1926 года по решению Главреперткома и утверждению коллегии Наркомпроса.
16 мая в музее-квартире Булгакова пройдет спектакль «Роман о Понтии Пилате» театра «Парадокс».
Празднование 115-летия со дня рождения Булгакова закончилось на Патриарших прудах огненным шоу и шествием персонажей из произведений писателя.
Некоторые из персонажей романа «Мастер и Маргарита» и их прототипы:
Алоизий Могарыч - журналист, написавший донос на Мастера и поселившийся впоследствии в его подвальчике в одном из арбатских переулков. Его прототипом послужил друг Булгакова, драматург Сергей Ермолинский. В 1929 году Ермолинский познакомился с Марией Чимишкиан, дружившей в то время с Булгаковым и его второй женой Л. Е. Белозерской. Через некоторое время молодые люди вступили в законный брак и сняли комнату в доме №9 по Мансуровскому переулку, принадлежавшем семье театрального художника-макетчика Топленинова, одного из прототипов Мастера. Этот деревянный домик стал прообразом жилища Мастера и Маргариты.
По мнению Л. Е. Белозерской, Ермолинский "по своей двуличной манере" "забывает то, что ему невыгодно помнить". История знакомства Мастера с Алоизинм Могарычем была написана уже во время смертельной болезни Булгакова - зимой 1940 года. Подозревавший Ермолинского в предательстве, писатель за пять дней до своей смерти эти подозрения отверг, однако нового варианта написать уже не успел.
Иван Бездомный - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. Одним из прототипов Бездомного был поэт Александр Ильич Безыменский. В редакции романа 1929 года упоминался памятник "знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933-м году осетриной", причем памятник располагался напротив Дома Грибоедова. (Безыменский был родом из Житомира). Ссора между поэтом Безыменским и Владимиром Маяковским была спародирована в романе ссорой Бездомного с поэтом Рюхиным.
Кот-оборотень Бегемот. По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Кстати, в доме-музее Булгакова живет свой Бегемот – черный пушистый кот.
Мастер - историк, сделавшийся писателем - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В архиве писателя сохранились выписки из газеты «Рабочая Москва» 1928 года, где под заголовком «Ударим по булгаковщине!» излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства.
Маргарита. Булгаков передал персонажу любовь к третьей жене, Е. С. Булгаковой, прототипу Маргариты. После запрета пьесы «Бег» в 1929 году Булгаков оказался в таком же безысходном положении, как и Мастер, когда все пьесы были запрещены, а прозаические произведения не принимались в печать. В романе он заставил автобиографического героя искать убежища в психиатрической лечебнице, сам же в жизни нашел выход в письме к И. В. Сталину.
«Булгаковский дом» был открыт 15 мая 2004 года и стал единственным постоянно действующим музеем писателя в Москве. В музее проводятся выставки, лекции булгаковедов, поэтические вечера, спектакли, работает кафе «302-бис», сотрудники разрабатывают пешеходные экскурсии по булгаковским местам Москвы.
Свежие комментарии